15 сентября 2015 года вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), регламентирующий рассмотрение Верховным Судом РФ и судами общей юрисдикции административных дел, возникающих из публичных правоотношений, к которым, например, относятся:
-дела об оспаривании нормативных правовых актов;
- о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;
- о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания такого иностранного гражданина в специальном учреждении;
- об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
- о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке и др.
Следует обратить внимание, что КАС РФ регламентирует рассмотрение не только дел, возникающих из публичных правоотношений, но и административных, которые ранее рассматривались в порядке искового или особого производства. В частности, к ним относятся дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство или исполнение судебного акта в разумный срок, которые прежде рассматривались в порядке искового производства.
КАС РФ не применяется при рассмотрении дел, отнесенных федеральным законом к компетенции иных судов, также Кодекс не регулирует производство по делам об административных правонарушениях и делам об обращении взыскания на бюджетные средства.
Значительная часть положений КАС РФ использует нормы Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ), однако имеются и нововведения.
В частности, основанием возбуждения административного дела является предъявление административного искового заявления, а не иска либо заявления, как это предусмотрено в ГПК РФ.
Кроме того, протоколирование в ходе каждого судебного заседания при рассмотрении судом дела в административном порядке ведется не только в письменной форме, но и в виде аудиопротокола.
Также КАС РФ применяет другой подход к регламентации порядка пересмотра решений в апелляционной инстанции, устанавливая исчерпывающий перечень отдельных категорий дел и сроков апелляционного обжалования для них в частях 2-6 ст. 298: от пяти до десяти дней со дня принятия судом обжалуемого решения.
Законодатель закрепил особые требования к представителю и лицу, участвующему в качестве стороны по административному делу.
КАС РФ - первый нормативный акт в системе российского права, устанавливающий в качестве квалификационного требования к представителям в суде обязательное наличие у них высшего юридического образования.
В судебное заседание должен быть представлен подлинник документа об образовании представителя либо его копия, заверенная надлежащим образом (нотариально, образовательным учреждением, выдавшим этот документ). При этом суд в любом случае вправе исследовать подлинник документа об образовании представителя. Сведения о высшем юридическом образовании административного истца, его представителя обязательно указываются в административном исковом заявлении (п. 2 ч. 2 ст. 125 КАС РФ).
Важно отметить, что требование о наличии у представителя высшего юридического образования не распространяется на случаи, когда гражданин ведет свое административное дело в суде самостоятельно.
Согласно положениям ст. 37, 39 КАС РФ прокурор относится к лицам, участвующим в деле, и не является представителем. Следовательно, при участии прокурора в административном судопроизводстве на основании названных статей КАС РФ он не обязан представлять суду документы о своем образовании.
Как и в гражданском процессе, прокурор может участвовать в деле путем подачи административного иска в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Возможность обращения прокурора в защиту интересов гражданина обусловлена личными особенностями гражданина, когда он по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Еще одной формой участия прокурора в административном судопроизводстве является вступление в процесс в целях дачи заключения по административному делу, вытекающему из публичных правоотношений.
В 2015 году органами прокуратуры области предъявлено 4 административных исковых заявления (о признании незаконным бездействия администраций 2 сельских поселений и обязании их разместить на официальном сайте в сети Интернет сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера; об оспаривании бездействия органа местного самоуправления и обязании разработать и утвердить проект и схемы организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения муниципального образования; о признании незаконным бездействия администрации района, выразившегося в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения в части беспрепятственного проезда по автомобильной дороге общего пользования местного значения и обязании обеспечить беспрепятственный проезд по данной автомобильной дороге).
Прокуроры вступили в процесс для дачи заключения в прошлом году в 382 административных дела, из них 7 дел об оспаривании нормативных правовых актов, 40 - о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке, 315 – об административном надзоре.