Новости

Прокуратуры РФ

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Центральный федеральный округ Ивановская область

22 июня 2015 года Сегодня под председательством заместителя прокурора Ивановской области Ткаченко Василия Гавриловича состоялось заседание Общественного совета по защите прав субъектов малого и среднего бизнеса при прокуратуре Ивановской области и межведомственной рабочей группы по защите прав субъектов предпринимательской деятельности

В работе приняли участие работники аппарата прокуратуры Ивановской области, а также

Маленкин Филипп Евгеньевич – заместитель начальника Департамента экономического развития и торговли Ивановской области Большаков Алексей Владимирович – начальник отдела налогообложения юридических лиц Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области КалачеваТатьяна Анатольевна- начальник отдела прогнозирования доходов и анализа бюджета Департамента финансов Ивановской области Жбанов Алексей Юрьевич – генеральный директор Союза промышленников и предпринимателей Ивановской области Колесов Сергей Геннадьевич - директор Ивановского государственного фонда поддержки малого предпринимательства Морозов Герман Борисович – член Совета Ивановского регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Щебельский Владимир Анатольевич – заместитель председателя Ивановского регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»; Цыкин Роман Борисович – начальник отдела № 6 Управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Ивановской области; Просвиряков Дмитрий Анатольевич – старший инспектор отдела процессуального контроля СУ СК РФ по Ивановской области; Поляков Николай Владиславович начальник отдела организации применения административного законодательства УМВД России по Ивановской области;

По первой теме «Развитие на территории области патентной системы налогообложения» доложил заместитель начальника Департамента экономического развития и торговли Ивановской области Маленкин Филипп Евгеньевич.

Второй рассмотренный вопрос «Практика выявления коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления, негативно влияющих на осуществление предпринимательской деятельности, практика выявления нарушений законодательства о противодействии коррупции в сфере предпринимательской деятельности» озвучен сотрудником отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Кониченко Ириной Викторовной, которая сообщила, что во исполнение п. 4 плана работы Общественного совета по защите малого и среднего бизнеса на 2 квартал 2015 года на 2 квартал 2015 года отделом по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции проведен анализ практики выявления нарушений законодательства о противодействии коррупции в сфере предпринимательской деятельности.

Полноценная реализация прав субъектов предпринимательской деятельности, безусловно, связана с применением нормативных правовых актов, исключающих возможность злоупотребления должностными лицами полномочиями.

При осуществлении надзора прокурорами дается оценка на предмет наличия в них коррупциогенных факторов, способствующих нарушению прав участников правоотношений, к числу которых относятся субъекты предпринимательской деятельности.

Так, в текущем году прокуратурой области выявлен коррупциогенный фактор в Порядках рассмотрения заявок, условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденных постановление Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 459-п (в ред. от 10.12.2014 № 520-п) «Об утверждении государственной программы Ивановской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Ивановской области»» (далее – Порядки).

Пунктами 3.4. Порядков определены основания принятия уполномоченным органом решений об отказе в предоставлении государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. При этом перечни оснований для принятия решений об отказе в предоставлении поддержки являются закрытыми и по своему содержанию заключаются в непредставлении заявителем необходимых документов, невыполнении им условий для оказания поддержки, отсутствии бюджетных средств для оказания поддержки.

Вместе с тем, пунктами 1.3. Порядков установлена возможность принятия уполномоченным органом решения об отказе в оказании поддержки по иным основаниям еще на стадии приема документов от заявителей, что не соответствует п. 5 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

Одним из таких оснований является представление документов, по форме и оформлению не соответствующих предъявляемым требованиям, в частности, требованиям о формировании документов в сшитом и пронумерованном виде, об отсутствии в тексте документов подчисток, незаполненных полей и другое, то есть решение об отказе в оказании поддержки могло быть принято по формальным причинам.

Указанные нормативные правовые акты устанавливали возможность совершения уполномоченным органом государственной власти действий в отношении субъектов предпринимательской деятельности, обратившихся с заявлением об оказании поддержки, по своему усмотрению как на стадии приема документов, так и на стадии их рассмотрения и содержали неопределенность оснований принятия решений об отказе в оказании поддержки, что также свидетельствует о наличии в них коррупциогенных факторов, предусмотренных подпунктами «а», «б» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96.

Наличием в нормативных правовых актах указанных коррупциогенных факторов создавались условия для воспрепятствования в реализации субъектами малого и среднего предпринимательства прав на оказание государственной поддержки, что не соответствует целям и принципам государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ, определенным ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

На указанное постановление Правительства Ивановской области прокурором области 30.01.2015 принесен протест, который рассмотрен 09.02.2015 и признан обоснованным. Постановлением Правительства Ивановской области от 23.03.2015 № 86-п в оспоренный правовой акт внесены соответствующие изменения.

В Административном регламенте по предоставлению государственной услуги «Регистрация специалистов в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью на территории Ивановской области», утвержденный приказом начальника службы ветеринарии Ивановской области от 29.03.2013 № 7-од, помимо нарушений закона выявлены коррупциогенные факторы, предусмотренные подпунктами «а», «б» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96.

Регламент содержал нормы, позволяющие по одним и тем же основаниям как приостановить предоставление услуги, так и принять решение об отказе в ее предоставлении.

Возможность совершения уполномоченным органом государственной власти взаимоисключающих действий в отношении индивидуальных предпринимателей позволяет по своему усмотрению либо принять заявление и документы, так и отказать в их приеме, чем создавались условия для злоупотребления должностными лицами уполномоченного органа полномочиями и нарушению прав предпринимателей.

Принесенный 06.05.2015 прокуратурой области на Регламент протест удовлетворен.

Прокурорами районов также выявлялись коррупциогенные факторы в муниципальных нормативных правовых актах.

Так, прокурором Ленинского района г. Иваново (по поручению прокуратуры области) 06.03.2015 в адрес главы администрации г. Иваново внесено требование об исключении из постановления администрации г. Иваново от 02.02.2014 № 2656 «Об утверждении административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального контроля за соблюдением правовых актов в сфере размещения наружной рекламы». Нормативный правовой акт предусматривает возможность должностных лиц администрации г. Иваново по ходатайству субъекта проверки продлить срок исполнения предписания об устранении выявленных нарушений либо отказать в продлении. При этом нормативный правовой акт не содержал конкретных условий и оснований принятия уполномоченным должностным лицом таких решений, оставляя решение данного вопроса на усмотрение должностного лица.

Аналогичный коррупциогенный фактор выявлен прокурором в административном регламенте, регулирующем осуществление муниципального контроля в сфере торговой деятельности.

Требования прокурора удовлетворены, в оспоренные нормативные правовые акты внесены изменения и дополнения, исключающие коррупциогенные факторы.

Коррупциогеные факторы выявлялись также прокурорами Верхнеландеховского, Лухского, Ильинского районов, Кинешемским, Ивановским, Тейковским, Вичугским межрайонными прокурорами. Коррупциогенные факторы выявлены в нормативных правовых актах в сфере земельных отношений, градостроительства, торговой деятельности, распоряжения муниципальной собственностью и заключались в отсутствии в нормативных правовых актах оснований и сроков принятия решений по заявлениям предпринимателей, затребования не предусмотренных законом документов для реализации права, в установлении возможности предоставления имущества в пользование без торгов.

В результате принятых прокурорами мер реагирования нормативные правовые акты приведены в соответствие с законом, коррупциогенные факторы исключены.

Необходимо отметить, что эффективность работы по исключению из нормативных правовых актов положений, способствующих злоупотреблению должностными лицами органов власти своими полномочиями, получению ими незаконного вознаграждения за предоставление государственных и муниципальных услуг, будет значительно выше при активном участии в этом представителей бизнес – сообщества. Непосредственное участие предпринимателей в реализации органами власти своих функций по предоставлению услуг позволяет более точно определить коррупциогенные риски в поведении должностных лиц, обусловленные недостатками нормативно – правового регулирования, и принять оперативные меры к их устранению.

Следует констатировать отсутствие в этом активности предпринимателей. Так, за период 2014-2015 г.г. от представителей бизнес – сообщества какой-либо информации о проблемах правоприменения в органы прокуратуры не поступали.

В связи с этим, предлагаем обозначить в рамках заседания Общественного совета по защите малого и среднего бизнеса необходимость информирования органов прокуратуры в рамках Совета о недостатках нормативного регулирования, препятствующих нормальному развитию предпринимательства, с целью оценки наличия в нем коррупциогенных факторов.

Одной из наиболее подверженной коррупционным рискам сфер деятельности органов государственной власти и местного самоуправления является размещение заказов для государственных и муниципальных нужд.

Соблюдение принципа объективности, справедливости и обеспечения конкуренции при осуществлении закупок является основополагающим условием соблюдения прав участников закупок, включая субъектов предпринимательской деятельности.

Проявлением нарушения названного принципа является допуск к торгам аффилированных по отношению к органам власти лиц и заключение с ними контрактов, что прямо запрещено Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Так, в 2015 году в ходе проверки по информации о нарушении закона прокуратурой области выявлено несоблюдение антикоррупционного законодательства со стороны главы администрации Фурмановского муниципального района.

Установлено, что 20.03.2015 администрацией Фурмановского муниципального района в лице главы администрации Ключарева Д.И. заключен муниципальный контракт с ООО «РК Автоматика» на выполнение работ по ремонту пожарных гидрантов г. Фурманов. Цена контракта составила 230 000 рублей.

Одним из учредителей ООО «РК Автоматика» является сын главы администрации Фурмановского района. Таким образом, ООО «РК Автоматика» является аффилированным лицом по отношению к главе администрации Фурмановского муниципального района, что свидетельствует о наличии конфликта интересов на муниципальной службе и в силу п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» является ограничением для заключения между ними муниципального контракта.

Несмотря на данный факт, в нарушение ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», п. 11 ч. 1 ст. 12, ст. 14.2 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» меры по предотвращению конфликта интересов главой администрации Фурмановского муниципального района Ключаревым Д.И. не предпринимались.

Личная заинтересованность Ключарева Д.И. при заключении муниципального контракта на выполнение работ по ремонту пожарных гидрантов с ООО «РК Автоматика» также подтверждается тем, что, несмотря на имеющиеся у администрации Фурмановского муниципального района с ним договорные обязательства, работы по ремонту пожарных гидрантов по указанию Ключарева Д.И. фактически выполнялись МУП ЖКХ Фурмановского муниципального района, которым в период с февраля по март 2015 года за счет денежных средств предприятия осуществлены работы по ремонту четырех пожарных гидрантов в г. Фурманове.

По данному факту прокуратурой области в адрес главы Фурмановского муниципального района (председателя Совета) 22.05.2015 внесено представление об устранении нарушений закона, которое находится на рассмотрении. В настоящее время рассматривается вопрос об уголовном преследовании главы администрации района по указанным фактам.

Кинешемским городским прокурором выявлены нарушения требований закона при размещении заказов администрацией Наволокского городского поселения. Муниципальные служащие администрации указанного муниципального образования, являясь членами контрактной службы и единой комиссии по осуществлению закупок, в 60 % от общего объема закупок принимали решения об участии в закупочных процедурах и о заключении муниципальных контрактов с юридическими лицами, в состав учредителей которых входят их супруги. Меры, направленные на предотвращение конфликта интересов, муниципальными служащими предприняты не были, аукционы и запросы котировок, в которых принимали участие аффилированные юридические лица, проведены с нарушениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

По указанным фактам прокурором внесены два представления, по результатам рассмотрения которых два муниципальных служащих, допустивших нарушения закона, уволены в связи с утратой доверия.

Кроме того, в отношении виновных муниципальных служащих прокурором возбуждено 11 дел об административных правонарушений по ч. 2, ч. 6 ст. 7.30 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которых уполномоченным органом принято решение о привлечении служащих к ответственности в виде штрафов.

Материалы проверки в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлены в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц по ч. 1 ст. 285 УК РФ. Решения по материалам не приняты.

Шуйским межрайонным прокурором выявлено нарушение антикоррупционного законодательства при заключении главой администрации Семейкинского сельского поселения договоров с единственным поставщиком, представлявшим услуги по оценке объектов муниципального имущества. Договоры заключались с лицом, являющимся его близким родственником главы администрации (дочерью).

По результатам рассмотрения Главой Семейкинского сельского поселения внесенного прокурором 30.04.2015 представления с главой администрации поселения контракт расторгнут в связи с утратой доверия.

Прокурорами выявлялись иные нарушения закона с коррупционной составляющей.

Так, прокурором Верхнеландеховского района выявлены нарушения закона в деятельности администраций 5 муниципальных образований, связанные с неотражением в планах-графиках полных сведений о закупках, что не соответствует принципу противодействия коррупции о публичности и открытости осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. Нарушения закона отражены в 5 представлениях, по результатам рассмотрения которых 4 лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Вместе с тем, результаты работы прокуроров по надзору за исполнением антикоррупционного законодательства в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, реализации программ поддержки субъектов предпринимательской деятельности являются низкими и, учитывая характеризующие их высокие коррупционные риски, не соответствуют реальному состоянию законности в данной сфере.

Предлагаем рассмотреть вопрос эффективности выявления проявлений коррупции в названных сферах на заседании межведомственной рабочей группы по защите прав предпринимателей и нацелить правоохранительные органы на активизацию их работы совместно органами прокуратуры и представителями бизнес – сообщества.

По теме «Исполнение жилищного законодательства при лицензировании управляющих организаций» выступила старший прокурор управления по надзору за исполнением федерального законодательства Литвинова Ольга Ростиславовна, которая сказала, что в последнее время вопрос исполнения федерального законодательства в сфере ЖКХ является одним из самых актуальных, о чем свидетельствует число поступающих в органы прокуратуры области и иные ведомства обращений названной тематики.

Значительная часть обращений касается оказания некачественных услуг по управлению многоквартирными домами, в том числе ненадлежащего содержания и ремонта общего имущества.

С 1 сентября2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2014 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ, отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ», призванный ужесточить требования к организациям, которые занимаются управлением многоквартирными домами, и повысить качество управления жилым фондом.

В соответствии с требованиями данного закона в срок до 1 мая 2015 года юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами обязаны были получить лицензию на ее осуществление (в законе под такой деятельностью понимается выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом).

Решение о выдаче лицензии либо об отказе в её выдаче будет приниматься лицензионной комиссией на основании материалов, подготовленных службой государственной жилищной инспекции Ивановской области. Лицензия предоставляется без ограничения срока ее действия, действует только на территории субъекта РФ, органом государственного жилищного надзора которого она выдана. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам.

ЖК РФ определил следующие лицензионные требования:

- регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории РФ (юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются);

- наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата, выдаваемого по итогам квалификационного экзамена;

- отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

- отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;

- отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;

- соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных ч. 10 ст. 161 ЖК РФ.

Итоги проведённого в регионе лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами показали, что лицензии выданы 142 управляющим компаниям, 40 организациям в выдаче лицензии отказано, 41 управляющая компания не обратилась за получением лицензии.

Актуальная информация о выданных управляющим организациям лицензиях размещена на сайте службы государственной жилищной инспекции Ивановской области в разделе «Лицензирование».

Как отмечено, ряду управляющих компаний в выдаче лицензий отказано, ряд управляющих компаний за получением лицензии не обращались. Особенно актуален этот вопрос для городских округов Иваново, Кинешма, Шуя.

В связи с этим органами прокуратуры области обращено первоочередное внимание на недопущение такой ситуации, когда многоквартирные дома могут остаться без управления. Особую значимость эта проблема приобретает в условиях подготовки региона к отопительному сезону.

Установлено, что в ряде домов собственники помещений многоквартирных домов реализовали право на выбор формы управления – ТСЖ, непосредственное управление либо управление управляющей компанией, имеющей лицензию. В остальных домах услуги по управлению продолжают оказывать избранные до лицензирования управляющие компании. Следует констатировать, что ни одного дома без управления не выявлено.

Вместе с тем не ослабевает надзор органов прокуратуры области за исполнением полномочий возложенных в рассматриваемой сфере на органы местного самоуправления.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 255-ФЗ в случае, если в срок до 01.04.2015 юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами не обратились с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо в выдаче такой лицензии отказано, органы местного самоуправления обязаны уведомить об этом собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, установленном ст. 197 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ).

В течение пятнадцати дней орган местного самоуправления также обязан созвать собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления, а в случае, если решение о выборе способа управления не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством РФ, в соответствии с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ.

Согласно данным еженедельного мониторинга ситуации в рассматриваемой сфере, проводимого службой государственной жилищной инспекции Ивановской области, по всем таким домам, управляемым организациями по различным причинам не получившими лицензию, органами местного самоуправления в настоящее время объявлены и проводятся конкурсы по отбору управляющих организаций. Ряд конкурсных процедур завершится уже к 25.06.2015.

Указанный вопрос обсуждался в июне текущего года на межведомственном совещании в прокуратуре области с участием представителей Управления ФАС России по Ивановской области, службы государственной жилищной инспекции Ивановской области, УМВД России по Ивановской области.

В целях недопущения нарушений жилищных прав граждан отмечена необходимость оперативного принятия, как контролирующими органами, так и органами прокуратуры исчерпывающих мер реагирования по фактам нарушения своевременности и полноты реализации органами местного самоуправления ранее обозначенных в докладе полномочий по отбору управляющих организаций для многоквартирных домов, фактически управляемых организациями, не получившими лицензии.

На это ориентированы прокуратурой области нижестоящие прокуроры на местах. В настоящее время прокурорские проверки не завершены.

Вопрос исполнения федерального законодательства при проведении лицензирования находится на контроле Генеральной прокуратуры РФ, которой запланировано проведение органами прокуратуры а субъектах плановой проверки на данном направлении. По результатам проверки будет дана правовая оценка деятельности всех ведомств, принимающих участие в данной процедуре.

Затем информацию о результатах расследования уголовных дел, возбужденных в отношении предпринимателей озвучил начальник отдела по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью Миронов Андрей Владимирович, который, в частности, сообщил, что в истекшем периоде 2015 года правоохранительными органами области возбуждено 111 уголовных дел о преступлениях, совершенных предпринимателями в сфере экономики.

В подавляющем большинстве совершались преступления, предусмотренные ст. 159 (мошенничество, в том числе с материнским капиталом), ст. 160 (присвоение или растрата, ООО «Союз» присвоение денег, полученных от комиссионной продажи автомобилей), 5 преступлений по ст. 180 УК РФ (незаконное использование товарного знака), 1 уголовное дело по ст. 196 –преднамеренное банкротство, 5 уголовных дел по ст. 199 – уклонение от уплаты налогов и сборов, 1 уголовное дело по даче взятки, 3 уголовных дела по осуществление предпринимательской деятельности без лицензии.

Порядка 10 уголовных дел направлено в суд для рассмотрения, 3 уголовных дело прекращено по нереабилитирующим основаниям (амнистия, деятельное раскаяние). Остальные уголовные дела находятся в производстве. Уголовные дела по реабилитирующим основаниям не прекращались.

В 2014 году криминалистический состав примерно такой же.

Возбуждено 231 уголовное дело. Большая часть преступлений- 159, 160 УК РФ.

Другие тэги

Все новости по тэгу ""
Добавить на Яндекс

Календарь новостей

Интернет-приемная
Ивановская область

Последние новости

Все новости