На коллегии прокуратуры области рассмотрены результаты проверки исполнения администрациями учреждений ГУФСИН России по Иркутской области уголовно-исполнительного и трудового законодательства, регулирующего правоотношения в сфере привлечения осуждённых к труду, возмещения ими ущерба, причинённого преступлениями, а также выплат по другим обязательствам.
Проверка показала, что органами и учреждениями ГУФСИН области требования уголовно-исполнительного законодательства об обязанности осужденных к лишению свободы трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией колоний, в полном объеме не выполняются, в силу чего не исполняются и требования ст. ст. 109, 110 УИК РФ об обязательном трудовом воспитании осужденных в целях их исправления и перевоспитания, следовательно, не достигаются цели уголовного наказания.
В большинстве исправительных учреждений нарушаются требования ст. 103 УИК РФ об обязанности каждого осуждённого трудиться. Более того, на протяжении последних лет количество привлеченных к труду осужденных снижается.
Следствием неудовлетворительной организации работы по трудоустройству осуждённых является то, что более половины лиц, имеющих исковые обязательства по возмещению ущерба, причинённого преступлением, выплате алиментов и других обязательств, оплачиваемым трудом администрациями учреждений не обеспечены, в связи с чем, не имеют возможности производить соответствующие выплаты.
Так, в 2017 году из общего количества осужденных, имеющих исковые обязательства, было трудоустроено меньше половины, с которых удержано лишь 3 процента от общей суммы исковых требований.
Просчёты, допущенные администрациями исправительных учреждений и следственных изоляторов в указанной сфере, а также недостаточный ведомственный контроль со стороны ГУФСИН России по Иркутской области способствовали многочисленным нарушениям закона при организации процесса трудоиспользования осуждённых.
Так, прокурорами были выявлены нарушения порядка начисления и выплаты осужденным заработной платы, привлечения к труду осужденных сверх установленной максимальной нормы продолжительности труда, нарушения прав осужденных при предоставлении им ежегодных отпусков, необоснованного привлечения осужденных без оплаты труда к работам, не связанным с благоустройством учреждения, нарушения при обучении осужденных безопасным методам и приемам выполнения работ, проведении инструктажей по охране труда и технике безопасности.
Прокурорские проверки также показали, что в исправительных учреждениях и следственных изоляторах допускаются нарушения требований по безопасности условий труда при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических и производственных процессов.
Допускаемые администрациями исправительных учреждений и следственных изоляторов нарушения закона в сфере охраны труда явились одной из причин произошедших несчастных случаев на производстве. В 2017 году в исправительных учреждениях области зарегистрировано 7 несчастных случаев на производстве, в первом квартале 2018 года – два случая.
Выявленные в ходе проведённых проверок многочисленные нарушения требований уголовно-исполнительного и трудового законодательства свидетельствуют и о ненадлежащем контроле ГУФСИН России по Иркутской области за деятельностью подведомственных органов и учреждений.
Всего ходе проведенной проверки прокурорами выявлено 133 нарушения законов, для устранения которых внесено 20 представлений, принесено 9 протестов, объявлено 2 предостережения, возбуждено 4 дела об административном правонарушении.
С целью устранения выявленных нарушений прокуратурой области руководителю ГУФСИН по Иркутской области направлено обобщенное представление.