Прокурорский надзор в сфере защиты прав инвалидов является одним из приоритетных. Основными задачами деятельности прокуроров является устранение и предупреждение нарушений прав указанной категории граждан.
По состоянию на 01.02.2017 в структуре населения Кемеровской области 243 903 инвалидов, что составляет 9,1% от общей численности населения области. В том числе 12 414 человек - это дети-инвалиды.
Проверка, проведенная прокурорами, показала, что в целом органами государственной власти и органами местного самоуправления принимается комплекс мер, направленный на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, транспорта, средствам связи и информации. Однако выявлено 287 нарушений закона при использовании средств федерального бюджета, выделенных на государственную поддержку инвалидов. В целях их устранения внесено 106 представлений, 27 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности. На незаконные правовые акты принесено 5 протестов, в суды направлено 20 исков, возбуждено 18 дел об административных правонарушениях, возбуждено 2 уголовных дела.
В 22 административных регламента предоставления государственных услуг исполнительными органами власти Кемеровской области своевременно не были включены требования к обеспечению условий доступности этих услуг для инвалидов. Аналогичные нарушения установлены также прокурорами Мариинска, Новокузнецка и Прокопьевского района. В Ижморском и Прокопьевском районах не принимались муниципальные программы, направленные на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Прокурорами городов Анжеро-Судженска, Прокопьевска, Мариинска, Топки, Промышленновского и Беловского районов, Гурьевским межрайонным прокурором выявлены нарушения бюджетного законодательства при принятии и реализации муниципальных программ, а также законодательства о закупках товаров, работ и услуг для муниципальных нужд. Это связано с отсутствием или недостаточностью в местных бюджетах ассигнований на их реализацию, с непроведением оценки их эффективности, с отсутствием внутреннего контроля за расходованием бюджетных средств.
Например, в Прокопьевске в связи с неполнотой финансирования муниципальной целевой программы «Доступная среда» на 2014-2015 годы не выполнены запланированные мероприятия по созданию безбарьерной среды в учреждениях культуры на сумму 90 тыс. рублей, по установке светофоров со звуковыми сигналами - 150 тыс. рублей, по оказанию финансовой помощи общественным организациям инвалидов - 35 тыс. рублей. Аналогичные нарушения выявлены прокурорами городов Топки, Анжеро-Судженска, Мариинска, Промышленновского района, Гурьевским межрайонным прокурором.
Нарушения при реализации функций по контролю за использованием бюджетных средств выявлялись как в органах государственной власти Кемеровской области, так и органах местного самоуправления.
Установлено, что департамент труда и занятости населения Кемеровской области, являясь главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых в рамках государственной программы Кемеровской области «Содействие занятости населения Кузбасса» на 2014 -2018 годы, надлежащим образом не организовал контроль за подведомственными учреждениями – центрами занятости населения Кемеровской области. По данному факту заместителю Губернатора области внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.
Администрацией Мариинского муниципального района внутренний финансовый контроль расходования бюджетных средств при реализации муниципальной программы «Повышение качества жизни отдельных категорий населения Мариинского муниципального района» в период 2015-2016 годы не осуществлялся, анализ и оценка законности, целесообразности, обоснованности, эффективности и результативности расходов не проводилась. По фактам выявленных нарушений главе Мариинского муниципального района внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.
Установлено, что контрольно-счетной палатой Топкинского муниципального района проверки финансового контроля не проводились, нарушения не выявлялись и меры реагирования не принимались. В связи с бездействием органа финансового контроля прокуратурой г. Топки председателю контрольно-счетной палаты Топкинского муниципального района внесено представление, требования которого удовлетворены. Соответствующая информация направлена в Совет народных депутатов Топкинского муниципального района.
Кроме этого, в 2017 году выявлялись многочисленные нарушения прав маломобильной группы населения в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты.
Основными нарушениями являются необеспечение безбарьерного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры (пандусы), беспрепятственного пользования всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации. Такие нарушения распространены в медицинских, фармацевтических, образовательных организациях, многофункциональных центрах, зданиях библиотек, кинотеатров. По фактам выявленных нарушений прокурорами внесено 87 представлений, в суд направлено 30 исковых заявлений, возбуждено 15 дел об административном правонарушении.
Прокурорами городов Белово, Ленинск-Кузнецкого, Крапивинского, Центрального района г. Кемерово, Промышленновского и Тисульского районов выявлены нарушения закона, связанные с отсутствием у объектов социальной инфраструктуры парковочных мест для специальных автомобилей инвалидов.
Прокурором Тисульского района в суд направлено 10 исковых заявлений о понуждении собственников магазинов к обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов.
Территориальными прокурорами заявлено 18 исков об обязании обеспечить для слабовидящих граждан свободного доступа к сайтам государственных и муниципальных органов и учреждений, внесено 42 представления, по итогам их рассмотрения 35 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.
Прокурором г. Ленинск-Кузнецкого приняты меры по защите жилищных прав инвалида – колясочника по оборудованию лестничного марша подъезда дома, где он живет, электроподъемными механизмами.
Прокуратурой г. Таштагола установлено, что 4 гражданина, подавшие заявление в 2016 году, не обеспечены техническими средствами реабилитации (креслами-колясками с ручным приводом). Аналогичные нарушения выявлены прокуратурой Кемеровского района. С целью восстановления прав лиц, нуждающихся в защите, руководителям филиалов Кузбасского регионального отделения ФСС внесены представления об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов.
По-прежнему выявляются нарушения, связанные с реализацией инвалидами права на труд, выразившиеся в непроведении специальной оценки условий труда таких рабочих мест; несоответствие условий труда инвалидов требованиям индивидуальных программ реабилитации, а также неисполнением работодателем законодательства о квотировании рабочих мест.
Работодатель обязан представлять в службу занятости населения сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема их на работу.
Нарушения в этой сфере выявлены прокурорами Новоильинского, Заводского, Центрального районов г. Новокузнецка, Заводского района г. Кемерово, городов Таштагола, Топки, Беловского района. С целью их устранения приняты меры прокурорского реагирования, работодателям, руководителям центров занятости населения внесены представления, которые рассмотрены и удовлетворены.
Прокурорами г. Прокопьевска и Крапивинского района вскрыты факты мошенничества при использовании бюджетных средств, предоставляемых центрами занятости населения для оснащения рабочих мест инвалидов. На основании материалов проверки прокурора Крапивинского района возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 159.2 УК РФ, производится предварительное расследование.
Рассмотрено уголовное дело, возбужденное на основании материалов проверки прокуратуры г. Прокопьевска: приговором суда от 13.01.2017 руководитель коммерческой организации осуждена по ч.1 ст. 159.2 УК РФ, бюджетные средства взысканы.
Аналогичные факты мошенничества выявлены прокурором г. Осинники.