Проведенный прокуратурой г. Чебоксары за 2020 год анализ практики рассмотрения заявлений органов контроля (надзора) о согласовании внеплановой выездной проверок предпринимателей показал, что прокуратурой города отказано в согласовании около 64% таких заявлений.
Из поступивших в прокуратуру города 88 заявлений по 56 приняты решения об отказе в согласовании проверки. При этом в 2020 году особенно учитывались требования о сокращении внеплановых проверок в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.
В остальных случаях проведение внеплановой проверки согласовано. Согласование осуществлялось в случае наличия в представленных материалах достоверных сведений, предусматривающих, в том числе возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций.
Прокуратурой отказывалось органам контроля (надзора) в согласовании внеплановых выездных проверок в связи с отсутствием оснований для их проведения или попытки проведения внеплановой проверки, противоречащей федеральным законам.
Например, в мае 2020 года Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Чебоксары УНДиПР ГУ МЧС России по Чувашии подано заявление о согласовании внеплановой выездной проверки в отношении индивидуального предпринимателя.
Изучением представленных материалов установлено отсутствие надлежащих оснований для проведения такой проверки. Учтено, что внеплановая проверка назначена в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, не влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
В декабре 2020 года пресечена проверка органа пожарного надзора в отношении индивидуального предпринимателя, осуществляющего торговлю розничными товарами в торговом центре, поскольку отсутствовали надлежащие основания для организации внеплановой проверки, а распоряжение о проведении проверки не соответствовало установленным требованиям.
Работа органов прокуратуры в указанном направлении подчинена обеспечению принципов законности действий контролеров, исключения необоснованных проверок, недопустимости незаконного вмешательства органов контроля (надзора) в деятельности предпринимателей.