Статьей 40 Конституции РФ провозглашено одно из важнейших прав граждан – на жилище.
Однако анализ состояния законности, а также практики прокурорского надзора в сфере соблюдения жилищных прав граждан свидетельствует о том, что, несмотря на динамичное развитие жилищного законодательства, значительные финансовые ресурсы, выделяемых из бюджетов различных уровней, в настоящее время необходимые условия для реализации в полном объеме права на жилище не созданы.
Органами местного самоуправления не всегда соблюдается порядок постановки граждан на учет и снятия их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ненадлежащим образом формируются очередь и учетные дела, допускаются факты предоставления жилья лицам, не состоящим на учете и с нарушением очереди.
При реализации мероприятий федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы нарушения допускаются как со стороны органов власти и местного самоуправления, так и со стороны граждан при расходовании предоставленных им бюджетных средств.
Органами прокуратуры края выявляются факты незаконных отказов в предоставлении жилищных субсидий на переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, истребования у граждан не предусмотренных законодательством документов. В то же время граждане в ряде случаев нарушают условия получения мер государственной поддержки путем предоставления заведомо ложных сведений о составе семьи, отсутствии жилых помещений. После получения государственных жилищных сертификатов обязательства о сдаче жилых помещений в муниципальную или государственную собственность гражданами исполняются не всегда.
Так, несмотря на наличие в собственности у гражданина – участника программы по переселению граждан, проживающих в городском округе Норильск и городском поселении город Дудинка Красноярского края, в районы с благоприятными природно-климатическими условиями на территории РФ жилого помещения в Омской области, при обращении в администрацию г. Норильска ею были указаны заведомо ложные сведения об отсутствии жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
По постановлению прокурора г. Норильска СО отдела МВД России по г. Норильску возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 159.2 УК РФ, которое в настоящее время находится на рассмотрении Норильского городского суда.
На постоянной основе в 2013 году органами прокуратуры края проводились проверки соблюдения законодательства при переселении граждан из аварийного жилья, в том числе при реализации адресных и целевых программ в данной сфере.
Прокурорами Новоселовского района, Кировского района г. Красноярска, Канским межрайонным прокурором и другими установлено, что органами местного самоуправления вопреки требованиям законодательства не обеспечено принятие решений о сроках переселения граждан из многоквартирных домов, собственники жилых помещений о признании дома аварийным и подлежащим сносу, а также о сроках переселения не уведомляются. В отдельных случаях не обеспечивается предоставление взамен аварийных гражданам равнозначных жилых помещений по договорам социального найма.
Шарыповской межрайонной прокуратурой вскрыты факты незаконного отказа администрации города Шарыпово от заключения с гражданами договоров социального найма в рамках региональной адресной программы в связи с имевшейся у них задолженностью по оплате жилищно-коммунальных услуг аварийного жилья.
Органами местного самоуправления Эвенкийского, Идринского районов в состав межведомственных комиссий по оценке жилых помещений не были включены необходимые специалисты, комиссиями, действующими на территории Ирбейского, Козульского районов, нарушался срок рассмотрения заявлений граждан.
Прокуратурой края в министерстве строительства и архитектуры края, установлено, что данным органом не всегда надлежащим образом осуществляется планирование жилищных программ, должным образом истребуются и анализируются документы, являющиеся основанием для включения в них муниципальных образований, что в ряде случаев повлекло неэффективное расходование бюджетных средств.
По результатам проверок органами прокуратуры края приняты меры прокурорского реагирования, направленные на устранение допущенных нарушений, привлечение виновных лиц к ответственности.
Всего по результатам проверок соблюдения жилищного законодательства органами прокуратуры края в 2013 году выявлено около 6 800 нарушения закона, в целях устранения которых внесено более 1 200 представлений, по результатам их рассмотрения которых 422 лица привлечены к дисциплинарной ответственности, на незаконные правовые акты принесено 805 протестов, по постановлениям прокурора к административной ответственности привлечено 157 лиц, направлено свыше 1 000 заявлений в суд.
Проверки соблюдения законодательства в указанной сфере продолжаются.