Новости

Прокуратуры РФ

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Сибирский федеральный округ Красноярский край

09 сентября 2015 года Ветеран прокуратуры Н.С. Невмовенко рассказал об истории становления прокурорского надзора при исполнении уголовных наказаний.

- «Тюрьма есть ремесло окаянное и для скорбного дела сего зело потребны люди характера твердого, нрава доброго…».

Петр 1

Прокурорский надзор за соблюдением законов в местах заключения в России берет свое начало с 18 века. На протяжении столетий с учетом политических и экономических изменений в стране менялся и данный вид надзора, но прокуроры, товарищи прокурора, как подчеркивалось в законодательных актах, всегда обязаны были следить за соблюдением закона о содержании под стражей лиц, находившихся под следствием, осуществляли надзор за обеспечением гуманных условий содержания лиц, находящихся под стражей. Согласно Положению о прокурорском надзоре от 28.05.1922 на прокуратуру возлагалась «…проверка правильности содержания под стражей во всех без исключения местах лишения свободы и освобождение лиц, неправильно содержащихся».

Надзор за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, иных мер принудительного характера, назначаемых судом, осуществлялся в Красноярском крае с момента образования прокуратуры края в 1935 году. Край традиционно относился к числу регионов с наибольшей концентрацией исправительно-трудовых учреждений.

В 30-50 годы 20 века труд лиц, находившихся под стражей, широко использовался на больших стройках, в связи с чем были образованы исправительно-трудовые учреждения: Норильлаг, Таежный ИТЛ при Енисейстрое, Орловский и Полянский ИТЛ. В январе 1938 года создано Красноярское УЛИУ, в 1973 и 1974 годах – Ангарское и Енисейское УЛИУ (заготовка леса).

На территории края имелось 7 тюрем (в 1964 году преобразованы в следственные изоляторы), ряд исправительно-трудовых лагерей, которые были подчинены управлению мест заключения. Кроме исправительно-трудовых колоний и следственных изоляторов в 80-е годы 20 века в крае имелось 7 лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП), один воспитательно-трудовой профилакторий (ВТП), 43 специальные комендатуры, где состояло на учете до 15 тысяч условно осужденных и условно освобожденных из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду. Указанная категория лиц привлекались к труду в основном на строительстве крупных социально-значимых объектов (Саяногорский алюминиевый завод, Ачинский НПЗ). В девяти районах края состояли на учете осужденные к ссылке. Практически в каждом районе имелись инспекции исправительных работ и трудоустройства.

Прокуратура Красноярского УЛИУ (впоследствии - учреждения У-235, ныне - Нижнепойменская) образована в 1939 году и до 1952 года находилась в непосредственном подчинении прокуратуры СССР. В августе 1978 года образована прокуратура учреждения АЛ-150 (в настоящее время Кежемская прокуратура по надзору за соблюдением законов в ИУ), в декабре 1979 – прокуратура учреждения Е-500 (упразднена в 2001 году). В связи с необходимостью усиления прокурорского надзора за соблюдением законов в ИТУ, не относящихся к лесным, в 1983 году образована Красноярская прокуратура по надзору за соблюдением законов в ИУ.

Координировали работу прокуроров и непосредственно осуществляли проверки соблюдения законности в названных учреждениях работники отдела (в разные годы - группы) по надзору за соблюдением законов в местах заключения, в настоящее время – отдел по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний.

Деятельность прокуратуры по надзору за соблюдением законности в местах лишения свободы довольно подробно регламентирована Положением о прокурорском надзоре в СССР (принято Указом ПВС СССР от 24.05.1955), а в дальнейшем Законом СССР от 30.11.1979 «О прокуратуре СССР», Федеральным законом «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 (с последующими изменениями). Однако в разные годы, в вопросах данного вида надзора, с учетом изменений в законах и других нормативных актах, регулирующих исполнение наказаний и других мер принудительного характера, выделялись приоритетные направления, которые диктовались самой обстановкой в местах лишения свободы.

В 70-е – 80-е годы 20 века в связи с крайне высокой преступностью в местах лишения свободы прокуроры уделяли особое внимание вопросам привлечения лиц, лишенных свободы, к общественно полезному труду, как одному из средств исправления и перевоспитания (ст. 7 ИТК РСФСР). Производственно-хозяйственная деятельность ИТУ также подчинялась основной задаче – исправлению и перевоспитанию (ст. 37 ИТК РСФСР). Например, в период 1976 -1979 годы прокурор учреждения У-235 ежедневно сообщал в прокуратуру края сведения о количестве вагонов с лесом, причинах простоя. В 80-е годы непосредственно отделом прокуратуры края ежедневно контролировался вывод лиц, содержащихся в ЛТП, на строящиеся объекты в краевом центре. Однако во все времена отделом прокуратуры края, прокурорами на местах постоянно уделялось внимание соблюдению прав и законных интересов осужденных (обвиняемых), лиц, к которым применены меры принудительного характера. Так, в 1982 году отделом было выписано предписание о запрете вывода лиц, содержащихся в ЛТП-3 для работ на кирпичном заводе (Кировский район), где допускались грубейшие нарушения правил техники безопасности и производственной санитарии, не обеспечивалась необходимая изоляция работающих. Данный вопрос стал предметом обсуждения в Крайкоме КПСС и действия прокурора признали обоснованными.

Следует отметить, что работа на данном участке прокурорского надзора весьма специфична и требует знания психологии людей, собранности и выдержки, умения по отдельным фактам нарушений или отступлений от требований закона просчитывать наступление возможных негативных последствий и принимать своевременные меры для их пресечения. К работникам прокуратуры, осуществляющим надзор за соблюдением законов в исправительных учреждениях, вполне применимы слова, сказанные Петром I, - «Тюрьма есть ремесло окаянное и для скорбного дела сего зело потребны люди характера твердого, нрава доброго…».

В случаях массовых и групповых выступлений осужденных, захватов заложников, прокуроры должны высказывать свое мнение, фактически принимать решение, о допустимости применения, в рамках действующего законодательства, тех или иных мер для ликвидации возникших ситуаций, предупреждения их развития. Особенность данного вида надзора также и в том, что прокурор несет ответственность за состояние законности в учреждениях, здесь важны не количество актов прокурорского реагирования, а их эффективность. На одном из совещаний, Генеральный прокурор СССР Александр Михайлович Рекунков, подчеркивая специфичность данного вида надзора, отмечал, что групповые или массовые выступления осужденных беспричинно не возникают, а являются следствием систематических нарушений требований законов в ИТУ и слабости, низкой эффективности прокурорского надзора.

В крае не мало работников, которые многие годы успешно трудились на данном не легком участке прокурорской деятельности.

Из прокуроров старшего поколения особо выделяется Лев Пинхусович Векслер (Лев Павлович), который в июне 1942 года, являясь курсантом 2 курса Военно-юридической академии, временно был откомандирован на работу в прокуратуру лагерей и колоний Новосибирской области. После ликвидации данной прокуратуры назначен заместителем прокурора ИТЛ «Енисейстроя» в Красноярском крае. С 1954 по 1967годы работал прокурором отдела по надзору за соблюдением законов в местах лишения свободы прокуратуры края, а с 1967 по 1980 - старшим помощником прокурора края по надзору за местами лишения свободы, начальником отдела. Но и после выхода на пенсию по достижении предельного возраста Лев Пинхусович более 7 лет работал в Красноярской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в ИУ, передавая свой богатейший опыт работы, отношение к порученному делу молодым работникам. Он всегда скрупулезно проводил проверки в исправительных учреждениях и принципиально относился к вынесению актов прокурорского реагирования. Недаром, работники системы исполнения наказаний называли его Львом Тигровичем.

Нельзя не отметить и Хатуцкого Израэля Менделевича (Александра Иммануиловича), работавшего заместителем прокурора Красноярского УЛИУ с 1946 по 1975 годы, который отличался исключительно добросовестным отношением к работе, объективностью и бескомпромиссностью, умением проводить глубокие анализы, происходящих в ИТУ процессов, а также чутким, доброжелательным отношением к молодым работникам как прокуратуры, так и ИТУ. Александр Иммануилович при проверках с выездом никогда не пользовался гостиницей, отдыхал не более 5 часов непосредственно в кабинетах, чтобы не терять время на «раскладушке».

Самых добрых слов заслуживают старшие помощники Нижнепойменского и Кежемского прокуроров по надзору за соблюдением законов в ИУ, работавшие в данных должностях длительное время - Давлетова (Леухина) Александра Илларионовна с 1961 по 1989 годы и Усольцева Людмила Ивановна – с 1979 по 2014 годы и с честью выполнявшие свои служебные обязанности далеко не в комфортных условиях. Работа в указанных прокуратурах связана с постоянными выездами в исправительные учреждения, которые находятся на значительных расстояниях от прокуратур (Нижнепойменская - до 200 км, Кежемская - до 450). В Кежемском районе единственный вид связи автомобильный при том, что в зимнее время температура воздуха не редко опускается до - 50 градусов.

Александра Илларионовна награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Усольцева Людмила Ивановна медалями: «Ветеран прокуратуры», «290 лет прокуратуре России».

Работа в специализированных прокуратурах является хорошей школой, поскольку необходимо владеть не только одним направлением надзора, но и знать следствие, другие виды прокурорской деятельности, , о чем свидетельствуют дальнейшие назначения.

Так, Побежимов Алексей Семенович, работавший прокурором Красноярского УЛИУ (учреждение У-235) с 1961 по 1964 годы, впоследствии прошел путь от прокурора республики Хакассия, прокурора Красноярского края, заместителя прокурора РСФСР до заместителя прокурора СССР. Валогузов Владимир Александрович - прокурор учреждения У-235 с 1969 по 1975 годы, был назначен первым заместителем прокурора Красноярского края, прокурором г. Красноярска.

Только после 1975 года назначены прокурорами городов и районов, заместителями прокуроров, переведены в аппарат прокуратуры края работники прокуратур:

Нижнепойменской – Буймов В.А, Березиков С.В., Воробьев Н.Л., Васильев А.Н., Ерзунов В.М., Ермолаев В.А., Иватов Н.Ж., Карманчиков Н.А., Никулин Н.А., Пристромов А.А., Пивоваров И.А., Паутов Д.В., Рудаков Ю.Е., Солдатенко В.М., Слесарев А.В., Фаткуллин Р.М., Чуков В.А., Шилин В.С.;

Красноярской – Береза Н.В., Доставалов С.А., Дубин М.Ю., Ерещенко В.Ф., Иванов А.С., Клыга В.В., Кулеш В.А., Курочкин Г.В., Ковалев И.В., Мистрюков С.В., Марков А.Г., Маров О. В., Непомнящий М.П., Смирнов А.Ю., Степанов Н.В., Тихонов А.В.;

Кежемской – Черкашин А.А., Енисейской – Костылев В.В.;

отдела прокуратуры края – Эфтор В.И., Фомин А.Е., Омельчук А.Е., Катречко В.Н.

Бывший следователь прокуратуры учреждения У-235 (Нижнепойменская), прокурор Кежемской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИТУ Фаткуллин Р.М. впоследствии работал в следственном управлении Генеральной прокуратуры РФ. Помощник Красноярского прокурора Доставалов С.А. назначен Абаканским прокурором по надзору за соблюдением законов ИУ, защитил кандидатскую диссертацию. Бывший следователь Нижнепойменской прокуратуры Березиков С.В. работал в управлении по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры РФ, в настоящее время 1-й заместитель прокурора Центрального округа г. Москвы, кандидат юридических наук.

Первыми прокурорами учреждений АЛ-150 (Кежемская) и Е-500 (Енисейская по надзору…) были Тепляков Е.А. и Каетко Г.С. Длительное время работали прокурорами данных прокуратур Кадочников Н.П., Назаров В.С., а Нижнепойменской и Красноярской - Доброновский П.А. В отделе прокуратуры края почти 23 года работал Несмеянов Э.Д.

«Долгожителями» на данном участке прокурорского надзора также являются ныне работающие начальник отдела Слесарев Александр Владимирович (более 27 лет), старший прокурор отдела Шилин Владимир Сергеевич (работа в прокуратуре - 33 года, непосредственно в отделе -25), которые начинали свою работу следователями прокуратуры учреждения У-235 (Нижнепойменская). Более 26 лет курировал вопросы данного надзора заместитель прокурора края Лихторович Николай Петрович.

В крае сложились деловые отношения между органами прокуратуры, руководством ГУФСИН и администрациями исправительных учреждений, что приносит свои положительные результаты по достижению целей и задач уголовно-исполнительного законодательства по исправлению осужденных и предупреждению совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

В учреждениях ГУФСИН края проводилась и проводится большая работа по организации режима и воспитательной работы, материально-бытовому и медицинскому обеспечению, созданию условий для привлечении к труду и профессиональной подготовки осужденных и лиц, содержащихся в местах предварительного заключения. По многим показателям ГУФСИН края находится в десятке лучших управлений по России, а по итогам 2014 года следственный изолятор №1 в г. Красноярске занял первое место во ФСИН России и в этом имеется несомненная заслуга и органов прокуратуры.

Вместе с тем, прокурорами систематически вскрываются нарушения как уголовно-исполнительного, так и иного законодательства. Наряду с обычными нарушениями, являющиеся следствием недобросовестного отношения отдельных сотрудников к исполнению служебных обязанностей, отмечаются и такие, которые имеют место практически во всех учреждениях ФСИН России.

В настоящее время наиболее актуальной является проблема привлечения к общественно полезному труду осужденных к лишению свободы, как одному из основных средств исправления. По ФСИН России в среднем привлекается к труду около 32 % (ГУФСИН края, включая занятых на работах по хозяйственному обслуживанию учреждений – до 62%). В результате отсутствия или недостаточной заработной платы не исполняются судебные решения по исковым требованиям о возмещении ущерба, выплате алиментов. Многие осужденные не могут возмещать даже затраты на свое содержание и фактически содержатся на средства потерпевших.

Данную проблему возможно решить только на государственном уровне. С учетом того, что в органах прокуратуры аккумулируются данные о состоянии законности по тому или иному направлению прокурорам необходимо более активно использовать свои полномочия об участии в правотворческой деятельности, предусмотренные ст. 9 Федерального закона «О прокуратуре РФ».

Н.С.Невмовенко

Справка: Невмовенко Николай Семенович, старший советник юстиции, работал в органах прокуратуры края с 1972 по 2003 годы - следователем, прокурором прокуратуры учреждения У-235 (Нижнепойменская), Красноярской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ. С 1989 по 1992 годы начальником отдела кадров прокуратуры края, более 18 лет начальником отдела по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний. После выхода в отставку до 2005 года работал в группе по реабилитации жертв политических репрессий, с 2005 по настоящее время трудится в юридическом отделе ГУФСИН края.

Новость на сайте Прокуратуры РФ Красноярского края

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2015:09:09 14:44 (МСК)

Регионы России: СФО, Красноярский край

Другие тэги

Все новости по тэгу ""
Добавить на Яндекс

Календарь новостей

Интернет-приемная
Красноярский край