Органами прокуратуры республики проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите детей-инвалидов, в ходе которой выявлены многочисленные нарушения указанного законодательства.
Установлено, что в регионе реализуется государственная программа Республики Мордовия «Доступная среда» на 2014-2020 годы, сответствующие программы приняты и органами местного самоуправления, однако, финансирование потребности детей-инвалидов в республике в достаточном объеме не обеспечивается, расходы на их социальную защиту при формировании бюджетов муниципальных образований учитываются не всегда.
Выявлены факты уклонения органов местного самоуправления и организаций от исполнения требований доступности для инвалидов, в том числе детей, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.
Входы в здания администраций сельских поселений и ряда коммерческих организаций Ковылкинского района не были оборудованы пандусами. Светофорные объекты в г. Краснослободске не имели звуковых сигналов, дублирующих световые.
Допускались факты, когда врачами узких специальностей поликлиник г. Саранска не выписывались рецепты на бесплатные лекарства, в том числе детям, нуждающимся в постоянном приеме лекарственных препаратов в связи с врожденным пороком развития головного мозга, врожденного порока сердца, а также поражением суставов. Детям, страдающим «сахарным диабетом» в достаточном количестве не выписывались расходные материалы для измерения уровня глюкозы в крови.
Практически повсеместно не выполнялись требования законодательства о предоставлении детям-инвалидам путевок на санаторно-курортное лечение. К примеру, право на получение путевок в Ленинском районе г. Саранска в проверяемый период имели 350 детей-инвалидов, обратились за ее получением 186 граждан, получили ее всего 129 лиц. В Октябрьском районе г. Саранска из 196 граждан, обратившихся за получением путевки, получили ее 106 лиц. Основной причиной нарушения права граждан на государственную социальную помощь является недостаточное финансовое обеспечение санаторно-курортного лечения из федерального бюджета.
Пресечены нарушения прав и интересов детей-инвалидов на получение образования. К примеру, образовательный процесс детей-инвалидов в МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 18», МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8», МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9», МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35» осуществлялся без учета рекомендаций медико-социальной экспертизы, указанных в индивидуальной программе реабилитации, в связи с чем значительно превышалась учебная нагрузка для детей указанной категории.
В некоторых образовательных организациях Ленинского и Октябрьского районов г. Саранска, Краснослободского района индивидуальные программы реабилитации вовсе отстутствовали.
Прокурором Ленинского района г. Саранска установлены нарушения закона в части организации обучения на дому детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации.
Факты необеспечения образовательными организациями доступа инвалидов по зрению и иных слабовидящих граждан к информации, содержащейся на их официальных сайтах, имелись в Лямбирском районе и Пролетарском районе г. Саранска.
Случаи необеспечения в образовательных организациях детей-инвалидов бесплатным двухразовым питанием установлены Рузаевским межрайонным прокурором.
Нарушения санитарных норм выявлены в Саранской специальной школе-интернате для слабослышащих детей и Саранской общеобразовательной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Всего по результатам проверки в целях устранения нарушений закона прокурорами внесено 40 представлений, на незаконные правовые акты принесено 4 протеста, в суд направлено 14 исковых заявлений, возбуждено 17 дел об административных правонарушениях.
Прокуроры осуществляют контроль за устранением выявленных в ходе проверки нарушений закона.