Новости

Прокуратуры РФ

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Центральный федеральный округ Главная военная прокуратура

21 июня 2017 года Ко Дню памяти и скорби. «СКОРО Я НАПИШУ ТЕБЕ ИЗ БЕРЛИНА»

Островский Матвей Ноевич родился 12 декабря 1910 года в городе Казатин Винницкой области в многодетной семье. Отец его работал грузчиком на мельнице, мать занималась домашним хозяйством.

Матвей Ноевич окончил рабфак водного техникума в городе Одессе. В течение трех лет проходил военную службу в Рабоче-крестьянской Красной армии. В 1931 году вступил в члены ВКП(б). В 1940 году, за год до начала Великой Отечественной войны, поступил на службу в органы военной прокуратуры.

Когда 22 июня 1941 года гитлеровская Германия вероломно напала на Советский Союз, офицер Островский направляется в действующую армию, где проходит службу в военных прокуратурах в составе Южного, Сталинградского фронтов.

Нелегки фронтовые будни, но еще более тяжким испытанием стала весть о гибели жены. Не переставая верить в то, что это нелепая ошибка, Матвей Островский случайно встречает супругу в госпитале. В интересах службы расставание было неизбежным, поэтому Матвею Ноевичу оставались лишь редкие долгожданные встречи и письма вернувшейся домой жене и сыну:

«Мои дорогие! Последние дни мы переживаем радость победы. Мы все гордимся тем, что мы – участники великой битвы, которая шла под Сталинградом. Победа, которую мы здесь одержали, обошлась нам дорого, но врагу она обошлась в сотни раз дороже, и эта победа – начало нашей общей победы, о которой мечтает весь народ…

Война сейчас развивается так, что мы можем надеяться твердо на окончательную победу в 43 году. Трудности у нас большие и их надо терпеливо переживать. Они кончатся, и мы снова заживем счастливо…

5 февраля 1943 года».

Глубокий рейд в тыл врага или форсирование водного рубежа, десант или прорыв укрепленной полосы против­ника, наступательные опе­рации или активная оборона — все это накладывало отпечаток на условия работы военных прокуро­ров.

«Прошла целая вечность, я не писал. Началось наступление, я все время в дивизиях. Успехи наших войск просто окрыляют, мы взяли Ельню и движемся на Смоленск. Враг бежит и оказывает слабое сопротивление.

30 августа я пошел с разведчиками в одну деревню. Мы захватили 8 фрицев с велосипедами <…>

1 сентября 1943 года».

Процессуальные действия производились в ограниченные сроки, иногда доходившие до нескольких часов. Трудности были и с доказательствами, не доживали до суда свидетели, а порой и сами обвиняемые. На переднем крае осмотры, допросы очевидцев, проведение экспертиз, приходилось выполнять, как правило, в ноч­ное время, чтобы без крайней необходимости не отвлекать бойцов и командиров от боевых задач. Но были исключения: приходилось расследовать уголовные дела на огневых позициях, в блиндажах и окопах, под бомбежками и артиллерийским обстрелом.

«Война на исходе. Я уверен, что весной будем праздновать победу. Хочу верить, что я останусь жив и вернусь к тебе. Я весь поглощен работой, и если недосыпаю, то исключительно потому, что для этого мне не хватает времени. Днем я мотаюсь по частям, везде, где, по-моему, я должен быть. Ночи трачу на оформление, писанину, без которой моя работа ничто.

2 ноября 1943 года».

В первую очередь, велась борьба с посягательствами на боевую мощь армии и флота, с агентурой врага, с па­никерами, трусами, дезертирами, расхити­телями военного имущества. В условиях военного времени малейшее нарушение законов, приказов, устав­ных положений могло повлечь за собой серьезные последст­вия – во время войны мелочей не суще­ствовало.

«Мой мальчик, я живу сейчас и работаю ближе к фронту, чем раньше. Почти каждый день бываю на самом переднем крае, на передовой. Так у нас называют линию, за которой уже немцы. Жизнь у меня интересная, и я никогда не забываю тебя, сынок. Наверное, на 1-е Мая я вернусь к тебе совсем. К этому времени мы уничтожим фашистов, и будем вместе праздновать победу…

2 ноября 1943 года».

В январе 1945 года от Балтики до южных отрогов Карпат развернулась кампания по освобождению польского народа от гитлеровской оккупации. В дальнейшем освобождение Польши должно было сыграть важнейшую роль в отечественной истории: так создавались выгодные условия для взятия Берлина.

«Дорогой мой мальчик! Если от меня не всегда регулярно бывают письма, прошу не гневаться. Иногда условий нет, чтобы писать. Мы сейчас в движении, и успешно громим немцев. Надеюсь весной написать письмо из самого Берлина. Жду, мой любимый, описание елки, высота которой 14 с половиной метра. Целую тебя и прижимаю к сердцу. Папа Митя.

10 января 1945 года».

12 января началась кампания, 14-го ударная группа войск Белорусского фронта перешла в наступление. Уже за первые дни они продвинулись вперед, в глубину немецкой обороны, на десятки километров. Враг понес тяжелые потери. К началу февраля соединения 2-го Белорусского фронта достигли побережья Балтики и «отрезали» восточно-прусскую группировку противника, что значительно облегчило действия советских войск в Польше.

«У нас напряженность не меняется. Я предчувствую, что она не сменится еще значительное время. Будем делать все, что от нас требуется, чтобы ускорить победу. Будем надеяться на осуществление твоей и моей мечты…

7 февраля 1945 года».

Благодаря январскому наступлению советские войска освободили большую часть западных районов Польши. Теперь боевые действия перешли на территорию Германии.

«Живу я, сынку, хорошо. Немцев бьем тоже неплохо. Маршал товарищ Сталин иногда нам благодарность объявляет в своих приказах…

В следующий раз я опишу тебе еще один <…> случай. Он произошел, когда мы уничтожали Торнскую группировку. Ты, кстати, сынку, найди на карте город Торн. Я сейчас уже от него очень далеко. Скоро я напишу тебе из Берлина. Твой папа Митя.

21 марта 1945 года».

23 марта, когда части 160 стрелковой дивизии захватили город Цоппот в Польше, майор юстиции Островский прибыл в город к командиру дивизии для оказания помощи в наведении порядка в городе. Обсудив план дальнейших действий, он вместе с начальником политотдела вышел на улицу. Противник начал минометный обстрел.

«Дорогой Феликс! Твой отец 23 марта 1945 года погиб смертью храбрых. Он был наш друг и приятель. За минуту до смерти он стоял около нас, и вражеский снаряд лишил его жизни.

Феликс – можешь гордиться своим отцом, он был храбрым, все отдал для Родины.

Он все время старался приобрести тебе полуаккордеон, но не смог выполнить свое желание, мы выполним его желание и посылаем тебе полуаккордеон.

Расти и будь достоин своего отца!

Гвардии полковник Чайка,

подполковник Голубенко.

25 марта 1945 года».

Справка:

Матвей Ноевич Островский c 1940 года на службе в органах военной прокуратуры Одесского военного округа, Южного, Сталинградского, Западного, 1 и 2 Белорусских фронтов. Служил секретарем, военным следователем военной прокуратуры 9 армии, помощником военного прокурора 57 и 68 армий, военным прокурором 160 стрелковой дивизии.

Награжден орденами Отечественной войны I и II степени, медалями «За отвагу» и «За оборону Сталинграда».

Подготовила

референт пресс-службы Главной военной прокуратуры

Екатерина Панфилова

Новость на сайте Прокуратуры РФ Главной военной

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2017:06:21 16:30 (МСК)

Регионы России: ЦФО, Главная военная прокуратура

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

Календарь новостей

Интернет-приемная
Главная военная прокуратура

Последние новости

Все новости