Новости

Прокуратуры РФ

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Центральный федеральный округ Главная военная прокуратура

20 июня 2017 года Ко Дню памяти и скорби. Полковая разведка (из воспоминаний полковника юстиции в отставке Гаршина Вениамина Григорьевича)

Полковник юстиции в отставке Гаршин В.Г. (ветеран выступает перед личным составом военной прокуратуры).

Великая Отечественная война застала Вениамина Гаршина еще школьником. Все мальчишки той поры надеялись, что, как пелось в известной песне, «если завтра война», победоносная Красная Армия разобьет напавшего врага и закончит войну очень скоро победой на его территории.

Однако на первоначальном этапе Красная Армия терпела тяжелые поражения. В степной Казахстан потянулись поезда с беженцами и эвакуированными предприятиями, люди стали получать похоронки. И все же надежда на победу сохранялась, а после Сталинградской битвы появилась твердая уверенность в полном разгроме фашистов.

По окончании школы и первого семестра физико–математического факультета, эвакуированного в Казахстан Киевского университета, в феврале 1943 года Вениамина призвали в армию и направили на учёбу курсантом в пулеметно–минометное училище, которое сначала дислоцировалось под Ташкентом, а затем было переведено в город Термез, на советско–афганскую границу. Из курсантского периода особенно заполнились Гаршину В.Г. постоянное чувство голода и еженедельные длительные марш-броски в сорокоградусную жару с полной выкладкой и тяжелым стволом батальонного миномета на спине. Однако закалка, полученная в те годы, всегда помогла выжить в критических ситуациях на войне.

В разгар учебы в училище приехал сотрудник советской разведки, который отобрал десять наиболее грамотных, физически подготовленных курсантов и отвез их в Ставрополь–Куйбышевский. Так Гаршин Вениамин Григорьевич попал в Военный институт иностранных языков на курсы, готовившие младших офицеров для разведывательных подразделений авиадесантных частей.

Гаршин Вениамин Григорьевич вспоминает, что в ходе учебы пришлось осваивать с огромным усердием немецкий язык, уставы Вермахта, тактические приемы немецких войск.

В сентябре 1944 года курсантам в срочном порядке присвоили звания младших лейтенантов и направили в разведывательные подразделения действующей армии. Вениамина Григорьевича распределили на 1 Белорусский фронт в полковую разведку 1107 стрелкового полка 328 стрелковой Краснознаменной дивизии. Фронт в это время проходил оборону на подступах к Варшаве, готовясь к очередной наступательной Висло–Одерской операции. Первые месяцы в обороне для офицера Гаршина Вениамина Григорьевича были, пожалуй, самым серьезным боевым испытанием: надо было привыкнуть к боевой обстановке, влиться в коллектив взвода разведчиков, постоянно днем и ночью ползком по-пластунски передвигаться по переднему краю (в первой траншее) и определять путем визуального наблюдения и расспросов солдат огневую систему немцев, отмечать постоянные изменения в этой системе, о результатах наблюдений ежедневно готовить для разведотдела дневник разведдонесений. Однако, при подготовке к наступлению визуальных наблюдений и расспросов бойцов об обороне немцев было крайне недостаточно.

По всему переднему краю фронта шла охота за «языками». Чтобы добыть «языка» офицер Гаршин В.Г., с его непосредственным начальником, офицером разведки капитаном Капитоновым В.И., организовывали группы захвата и ночные вылазки в тыл к врагу. Немцы имели обыкновение в ночное время над нейтральной полосой навешивать осветительные ракеты. Казалось, что ракеты освещают всю местность ярче солнца и держатся в небе слишком долго, хотя фактически их свечения хватает максимум на полминуты. По малейшим поводам немцы открывали шквальный огонь из пулеметов и минометов. Чувство у разведчиков было такое, будто бы лежишь полностью незащищенным на виду у немцев и все их трассирующие пули и мины летят именно в тебя. На этом зачастую и заканчивалась вылазка. Приходилось, прижимаясь к земле, используя каждую складку местности, ползти назад, во многих случаях с раненными и убитыми товарищами.

Захват немецкого «языка»

Раннее морозное утро 14 января 1945 года огласился ревом тысяч орудий и минометов. Началась артподготовка перед решающим наступлением. В утренний сумрак казалось, что земля на немецкой стороне поднялась на дыбы. Огонь велся по переднему краю и в виде огненного вала уходил в глубину обороны немцев, затем вновь возвращался назад. Артиллерийская подготовка длилась около часа. В полосе наступления полка форсировали реку Вислу по льду. На отдельных участках эсесовцы держались до конца. Не обошлось без потерь – тяжелое ранение получил офицер разведки полка Капитонов В.И. – прекрасный человек, бесстрашный воин.

Во время Висло-Одерской операции артиллерия наносит удар по врагу

Немцы ещё пытались цепляться за отдельные рубежи, в частности, за так называемый Поморский вал, в районе городов Дойчкройц, Шнайдемюль, Альтдам, но их сопротивление с боями преодолевалось. Задача разведки полка в наступлении заключалась в том, чтобы своевременно предупреждать командование полка о передвижении немецких войск и организации ими оборонительных заслонов. В ходе наступления управление полка и преданные ему подразделения, в том числе взвод разведки, в котором воевал Гаршин Вениамин Григорьевич, попали в польской деревне Пшецевница, в окружение. Советские воины заняли оборону и отбивались от наседающего противника в кирпичной двухэтажной школе до последнего. Казалось, что спасения нет и все приготовились отдать свои жизни подороже – уничтожить как можно больше врагов. Стреляли только наверняка, берегли патроны. Смогли отбиться только благодаря вовремя подоспевшему на выручку батальону полка. Позже выяснилось, что их пытались уничтожить латыши эсесовской латышской дивизии, однако сами были уничижены советскими войсками.

Позднее дивизия переместилась выше по Одеру, заняла в районе города Врицена ранее захваченный плацдарм на западном берегу реки и приняла участие в Берлинской операции. С боем взяв город Врицен, другие населенные пункты севернее Зееловских высот, пройдя по северным окраинам Берлина и западнее его, подразделения дивизии первыми вошли в соприкосновение с частями 1 Украинского фронта. Кольцо замкнулось. Особенно ожесточенные бои в течение двух дней велись западнее Берлина в районе населенного пункта Эйхе, где у немцев были большие продовольственные склады. За эти действия полк был награжден орденом Александра Невского. 7 мая 1945 года полк вышел на Эльбу, на западном берегу которой уже находились американцы. На этом для Гаршина Вениамина Григорьевича и закончилась Великая Отечественная война. За подвиги совершенные в годы войны награжден орденом Великой Отечественной войны 2-ой степени, польским орденом «Кавалерийский крест», 2 медалями «За боевые заслуги».

Он рассчитывал, что его скоро демобилизуют, он продолжит обучение в институте, но жизнь распределилась иначе. 15 мая 1945 года его, как уверенно владевшего немецким языком, срочно откомандировали в аппарат Военного коменданта и начальника гарнизона города Берлина, где он прослужил до августа 1948 года. Работал последовательно в группе связи при обер-бургомистре Берлина профессоре Артуре Вернере, непосредственно в аппарате коменданта города Берлин, в одном из комитетов Союзной комендатуры города Берлина, а один месяц даже в директорате тюрьмы Шпандау, где содержались Гесс, Шпеер, Нойрат и другие главные военные преступники, избежавшие смертной казни.

В 1948 году Гаршин Вениамин Григорьевич поступил в Военно-юридическую академию и связал свою жизнь со службой в органах военной прокуратуры. За более чем 30 лет службы довелось служить в военных прокуратурах Северного и Черноморского флотов, Северной группы войск. Закончил службу в органах военной прокуратуры в 1981 году в должности начальника отдела судебного надзора – старшего помощника военного прокурора Ракетных войск стратегического назначения. За безупречную службу награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, присвоено почетное звание Заслуженного юриста РСФСР.

Публикацию подготовили:

Помощник военного прокурора (по инспекции кадров) в отделе организационно-мобилизационном и кадров старший советник юстиции Хорошавин А.А. и помощник военного прокурора (по контролю и анализу) отдела (организационно-аналитического) военной прокуратуры РВСН подполковник юстиции Жиляков В.В.

Новость на сайте Прокуратуры РФ Главной военной

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2017:06:20 11:30 (МСК)

Регионы России: ЦФО, Главная военная прокуратура

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

Календарь новостей

Интернет-приемная
Главная военная прокуратура

Последние новости

Все новости