Новости

Прокуратуры РФ

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Центральный федеральный округ Ярославская область

11 января 2017 года Предлагаем Вашему вниманию воспоминания ветерана органов прокуратуры Горбачевой Эльвиры Васильевны

Я пришла работать в прокуратуру Ярославской области в 1982 г. в отдел общего надзора, начальником которого являлся Фисун О.А., и вместе с ним нас было 5 человек.

В то время в аппарате облпрокуратуры работало немало людей 20-х годов рождения, в том числе и участники Великой Отечественной войны. Это было старшее поколение прокурорских работников, к сожалению, уже ушедшее от нас.

Будучи преданными своему делу, высоко профессиональными людьми, они передавали свой опыт нам, более молодым, формировали в нас отношение к прокурорской работе, создавали в коллективе атмосферу доброжелательности.

В моей практике возникали вопросы, для окончательного решения которых приходилось обращаться к работникам других отделов. Это делалось не в очевидных случаях, а в сложных, проблемных ситуациях.

Не ссылаясь на свою занятость и нехватку времени, ветераны всегда внимательно выслушивали меня и обязательно помогали решить мою проблему. Общение с ними при разбирательстве своих проблем, не только расширяло мои знания и опыт, но и служило примером человеческих взаимоотношений.

Ветераны старшего поколения отличались не только высоким профессионализмом, но и общей грамотностью, начитанностью, разносторонними знаниями.

Однажды меня вызвал прокурор области Федоренко К.П. и сказал, что в представлении я неправильно написала одно слово с двумя буквами «н», так как оно пишется с одним «н». Когда я попыталась мягко поспорить, все-таки прокурор области, а я лишь прокурор отдела, Константин Петрович достал из шкафа словарь русского языка и, деликатно, улыбаясь, показал, как слово пишется в словаре, доказав свою правоту. Суть этого непримечательного, казалось бы, малозначительного факта я поняла позже. Ведь Константин Петрович мог вернуть мне документ, и я беспрекословно исполнила бы его с учетом замечания. Но целью его поступка было желание научить меня так, чтобы я это запомнила. Научить без всяких наказаний и менторского тона, просто чисто по-человечески.

Я помню всех из старшего поколения, с кем мне выпало работать в одно время, и с кем приходилось общаться в той или иной мере: Сильченко В.П., Смесову Г.Н., Безносного А.И., Ветошникова Н.В., Бечина Б.А., Ханову Е.В., Пешехонову Л.И., Кузнецову Л.В., Мееровича Р.З. и др.

Мне очень нравилось слушать их воспоминания о работе в районных прокуратурах в 50-60 годы, из чего я с удивлением узнала, что в 50-ые годы на проверки и вызовы они, оказывается, ездили на лошадях. Рассказывали весело, с юмором и о приключениях, которые при этом с ними случались. От них я узнала, как строилось здание областной прокуратуры, как они участвовали в субботниках, чтобы быстрее въехать в него.

Немало усилий для строительства нового здания приложил заместитель прокурора области Сильченко Владислав Петрович. Яркая личность, профессионал высочайшего уровня, курировавшего кроме прочих отделов, УСО и ГСО. Он имел авторитет и в прокурорской среде, и в судейском сообществе, его уважали в органах власти и управления.

Владислав Петрович всегда говорил, что по достижению 60 лет сразу же уйдет на пенсию, дав дорогу более молодым. Это обещание он выполнил, но как человек энергичный и активный продолжил работу в другой организации. Но через какое-то время вернулся в прокуратуру и стал прокурором нашего отдела общего надзора, который возглавлял тогда Хориков Л.И.

Было очевидно, что занимаемая должность его не тяготит, ему нравится находиться в новом качестве и работа приносит удовлетворение. Работал он с такой же нагрузкой, как и все прокуроры отдела, отношения со всеми выстраивал «на равных», без скидок на свои былые должности и заслуги.

Владислав Петрович любил повторять, что документ не должен лежать на столе без дела и движения, должен исполняться незамедлительно. Руководствуясь этим принципом, делал все быстро и качественно. Сказывался огромный опыт работы в органах прокуратуры, в том числе и когда-то на общем надзоре.

То, что Владислав Петрович с одинаковым успехом умел работать и руководителем и исполнителем, не растерял на высокой должности навыки исполнителя, вызывало к нему огромное уважение.

Нередко он заходил к нам в кабинет и рассказывал о разрешаемой жалобе или результатах проверки, спрашивал наше мнение по тому, или иному поводу, втягивал нас в обсуждение, внимательно выслушивал наши доводы. Я не думаю, что для него наши советы имели важное значение. У такого опытного умного человека работа не вызывала особых трудностей. Скорее все делалось для нашей науки.

Как-то на 8 Марта женщинам отдела подарили миниатюры репродукций известных художников в красивых инкрустированных металлических рамках. Оказалось, что рамки сделал Владислав Петрович. Я знала, что он хорошо разбирается в живописи, литературе, но то, что на досуге занимается поделками из металла, для меня стало новостью. Я видела у него дома многие работы, а те, которые он мне дарил, хранятся у меня до сих пор. У меня с Владиславом Петровичем сразу же сложились хорошие, доброжелательные отношения, продолжавшиеся и после нашего с ним ухода из прокуратуры.

Работая прокурором отдела, я не думала, что когда-то буду начальником одного из отделов общего надзора. Стала я им с подачи О.А. Фисуна и Л.И. Хорикова, бывших моих начальников, талантливых юристов и организаторов. Считаю большим везением в жизни работу с ними в одном отделе, который они поочередно возглавляли. Это люди моего поколения, всегда с уважением вспоминавшие ветеранов – своих учителей. А для меня они тоже учителя и пример того, каким должен быть руководитель. Лев Иванович Хориков, занимая должность начальника отдела, возглавлял партийную организацию прокуратуры области. Ему приходилось решать вопросы внутренней жизни коллектива. Обладая необычайным организаторским талантом, каждое мероприятие он продумывал до мелочей, поэтому они отличались четкостью действий всех вовлеченных в процесс исполнителей, и проходил успешно.

Как начальник отдела Лев Иванович внедрял свои идеи по улучшению работы, стимулированию прокуроров к улучшению работы и увеличению показателей.

Например, за лучшие показатели в работе в качестве поощрения он ввел дополнительный пятидневный отпуск, чего не было в других отделах.

По инициативе Льва Ивановича мы создали в отделе библиотеку. Принесли из дома книги, завели картотеку на них. Меня назначили библиотекарем, и я выдавала книги всем желающим и из других отделов. У нас в отделе он организовал даже свою кассу взаимопомощи.

С должности начальника отдела Льва Ивановича перевели на должность заместителя прокурора области. Это назначение состоялось во время реорганизации общего надзора, в результате чего образовалось два отдела: один отдел по надзору за исполнением законодательства в экономической сфере, другой – в социальной. Меня назначили на должность заместителя начальника первого отдела, который возглавлял Аксенов Е.Л. – прокурор Ленинского района. Когда начальник другого отдела ушел на другую работу и уволился из органов прокуратуры, Лев Иванович попросил меня поисполнять обязанности начальника этого отдела. Он успокоил меня, что это ненадолго, до тех пор, пока не найдут замену. Отдел, кроме прочего, занимался надзором за законностью нормативно-правовых актов, чем я и занималась, когда существовал один отдел. Тем не менее, я вспоминаю этот период, как самый сложный в моей прокурорской практике.

Функцию законодателя исполнял Совет народных депутатов Ярославской области. Последний Совет народных депутатов, отличный от ранее существовавших, но еще с недостаточно урегулированной нормативными актами компетенцией. На заседания Совета ходил лично сам прокурор области Олег Анатольевич Фисун, а я принимала участие в работе комиссий Совета, а потом по просьбе Олега Анатольевича стала ходить с ним и на заседания Совета. Все заседания проходили очень бурно, превращались в митинги и междоусобные политические разборки. К таким заседаниям подготовиться всецело практически было невозможно, так как заранее мы не могли знать, кто и какую тему поднимет в ходе обсуждения вопросов повестки. Депутаты требовали от прокурора области дать немедленно заключение на любой их вопрос и любую ситуацию. Тогда не существовало понимание того, что заданная депутатами проблема, может требовать тщательной проработки. Чтобы помочь Олегу Анатольевичу я брала на заседания кодексы, бюллетени текущего законодательства, юридические журналы. Это помогало вовремя правильно среагировать на вопросы депутата. В том случае, если какую-то сторону ответ не устраивал, они слышали не то, что хотели бы услышать, следовала фраза: «Прокурор некомпетентен». Олег Анатольевич очень переживал такую несправедливость. Я тоже переживала и сочувствовала ему, так как знала, что он ответил правильно, профессионально, грамотно. После очередного заседания я попросила его вернуть меня в свой отдел на должность заместителя начальника. Вместо этого на следующий день он издал приказ о назначении меня начальником отдела, в котором я временно исполняла обязанности ушедшего начальника. Меня это совсем не обрадовало.

Несмотря на огромное давление со стороны депутатов и исполнительной власти, Олег Анатольевич оставался принципиальным прокурором, не шел ни у кого на поводу. Он не сдал своих позиций и тогда, когда на смену Совету народных депутатов пришла Государственная Дума 1 созыва, вместо главы администрации появился губернатор.

Изначально органы власти, получившие широкие полномочия в нормотворческом процессе, в конце 80-х – начале 90-х воспринимали принципиальную позицию прокурора области, как посягательство на свою деятельность. Писали жалобы на него в Генеральную прокуратуру, вели себя неподобающим образом по отношению к нему.

Шла борьба закона с правовой неграмотностью. В этой непростой для него ситуации Олег Анатольевич вел себя уверенно и с достоинством.

Благодаря настойчивости Фисуна О.А. к власти пришло понимание необходимости соблюдения законности при принятии нормативно-правовых актов, а вместе с этим – доверие и уважение к позиции прокуратуры.

Органы законодательной и исполнительной власти сами стали искать взаимодействия с прокуратурой, запрашивали наше мнение по всем вопросам своей деятельности. Сложившаяся тогда практика взаимодействия и ее формы существуют до настоящего времени, но основателем их является Фисун О.А. Он внес большой вклад в деятельность органов прокуратуры по надзору за законностью нормативно-правовых актов. На его долю выпало такое событие, как ГК ЧП, когда ему приходилось принимать и неправовые решения. Его мудрость и выдержка помогли ему в те дни справиться с задачей, которая стояла перед прокуратурой.

В моей памяти Олег Анатольевич остался как умный, порядочный, интеллигентный человек, уважаемый всеми прокурор области.

Новость на сайте Прокуратуры РФ Ярославской области

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2017:01:11 19:30 (МСК)

Регионы России: ЦФО, Ярославская область

Другие тэги

Все новости по тэгу ""
Добавить на Яндекс

Календарь новостей

Интернет-приемная
Ярославская область

Последние новости

Все новости