В соответствии с п.2 ст. 6 Федерального закона «О противодействии коррупции» антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов является одной из основных мер по профилактике коррупции.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего исключения. Такими факторами являются положения, устанавливающие необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил; содержащие неопределенные, трудновыполнимые или обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза проводится, в том числе органами государственной власти, местного самоуправления и их должностными лицами.
Вместе с тем анализ практики проведения прокуратурой округа антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления Ненецкого автономного округа свидетельствует об имеющихся недостатках в реализации ими указанных полномочий.
За 09 месяцев 2016 г. в прокуратуре округа на предмет наличия коррупциогенных факторов изучено 1997 нормативных правовых актов, в 29 из которых выявлено 34 коррупциогенных фактора, в том числе: в 13 нормативных правовых актах органов исполнительной власти Ненецкого автономного округа выявлено 15 факторов; в 3 актах представительных органов местного самоуправления – 3 фактора; в 13 актах исполнительных органов местного самоуправления – 16 факторов.
Также изучено 1540 проектов нормативных правовых актов, из них в 24 установлено наличие 49 коррупциогенных факторов.
Наиболее часто выявляемыми в нормативных правовых актах и их проектах коррупциогенными факторами являются:
- широта дискреционных полномочий – выявлено 44 таких фактора;
- выборочное изменение объема прав – 6;
- принятие нормативного правового акта за пределами компетенции – 7;
- отсутствие или неполнота административных процедур – 5;
- нормативные коллизии – 4;
- наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права – 4.
В целях исключения выявленных коррупциогенных факторов прокуратурой округа принесено 23 протеста, внесено 6 требований, направлено 24 информационных письма.
По мерам прокурорского реагирования из 25 нормативных правовых актов и 21 проекта нормативных правовых актов исключены коррупциогенные факторы. Требования прокурора об устранении коррупциогенных факторов и протесты не отклонялись.
Наибольшее число коррупциогенных факторов выявлено в нормативных правовых актах и их проектах, устанавливающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, регулирующих вопросы охраны природы и бюджетных правоотношений.
Так, прокуратурой округа принесен протест на отдельные положения Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление компенсации стоимости проезда лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным», утвержденного приказом Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения НАО от 21.12.2015 №96, содержавшие, в том числе неопределенные, трудновыполнимые и обременительные требования к гражданам.
Также опротестован содержащий аналогичные коррупциогенные факторы Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление социально-медицинских услуг, проживания в гостинице на весь период получения социально-медицинских услуг, компенсации стоимости проезда к месту получения социально-медицинских услуг и обратно неработающим гражданам старшего поколения, проживающим на территории Ненецкого автономного округа», утвержденный приказом Управления труда и социальной защиты населения НАО от 22.04.2013 №41.
Протесты прокурора рассмотрены и удовлетворены, коррупциогенные факторы исключены, правовые акты приведены в соответствие требованиям законодательства.