Новости

Прокуратуры РФ

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Центральный федеральный округ Костромская область

31 мая 2012 года В канун праздника Дня защиты детей в прокуратуре области проведена пресс-конференция для представителей СМИ по вопросу защиты прав несовершеннолетних
В канун праздника Дня защиты детей прокуратура области с Уполномоченным по правам ребенка при губернаторе Костромской области и Управлением федеральной службы судебных приставов по Костромской области провели совместную пресс-конференцию для представителей СМИ по вопросу защиты прав несовершеннолетних. Вашему вниманию предлагается выступление старшего помощника прокурора области по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Родышевцевой М.С.

Выполняемые органами прокуратуры задачи требуют профессионального мастерства, максимальной оперативности, четкости и культуры, умения видеть и искать новые формы работы.

Мы стремимся организовать дело так, чтобы прокурорский надзор на данном направлении максимально обеспечивал реальное исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи, пресечение и предупреждение преступности несовершеннолетних. Работники прокуратуры нацелены на то, чтобы за любой проверкой видеть конкретного ребенка и сделать все от них зависящее, чтобы восстановить его нарушенные права.

Приоритетным в деятельности органов прокуратуры остается надзор за исполнением Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Проводимые проверки свидетельствуют о том, что по-прежнему основными причинами совершения несовершеннолетними преступлений, остается их безнадзорность, отсутствие надлежащих условий для воспитания в семье, не занятость учебой или трудом. Поэтому прокуратура уделяет пристальное внимание проверке деятельности органов и учреждений системы профилактики по выполнению возложенных на них законом обязанностей по профилактике безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних.

Несмотря на то, что в области много делается в плане стабилизации ситуации с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних, итоги наши проверок неутешительны. Количество безнадзорных детей, семей, в которых родители фактически уклоняются от выполнения обязанностей по воспитанию и содержанию детей в области не сокращается. Ежегодно в органы внутренних дел доставляется значительное число несовершеннолетних за различные правонарушения, безнадзорных. Почти половина состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел правонарушителей (46,2%) воспитываются в неполных семьях или не имеют родителей.

В условиях сложной социально-экономической обстановки, низкого уровня жизни значительной части населения, надежные механизмы выявления безнадзорных детей, нуждающихся в помощи государства, родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию детей, не отработаны, многие неблагополучные семьи своевременно не выявляются. Это приводит к нарушениям прав детей, несчастным случаям с ними, неблагополучие в семье толкает несовершеннолетних на самовольные уходы, бродяжничество, совершение правонарушений.

Безнадзорности детей способствуют нарушения прав граждан на получение образования. Материалы уголовных дел свидетельствуют, что многие подростки, совершившие преступления, фактически не учатся. В некоторых школах до настоящего времени в качестве меры взыскания, применяемой к нарушителям учебной дисциплины, применяются такие незаконные меры как условное исключение из школы, временное отстранение от занятий, что не только не способствует улучшению посещаемости школьных занятий, но, напротив, может привести к полному оставлению ребенком школы.

Серьезной остается проблема безнадзорности воспитанников детских домов, школ-интернатов органов образования. Имеются факты проживания несовершеннолетних после самовольных уходов из учреждений с родителями, лишенными родительских прав, совершения правонарушений и преступлений, все это ведет к полной потере у детей мотивации к обучению.

Не в полном объеме выполняют функции по предупреждению детской безнадзорности и специализированные учреждения для несовершеннолетних органов социальной защиты населения. Не всеми учреждениями принимаются исчерпывающие меры по привлечению к ответственности недобросовестных родителей.

Под постоянным надзором прокуратуры находятся вопросы трудовой занятости несовершеннолетних, которые по-прежнему остаются наиболее уязвимой категорией граждан и в трудовых отношениях. Прокуроры инициируют принятие решений органами местного самоуправления об организации занятости несовершеннолетних, осуществляют надзор за соблюдением гарантированных трудовым законодательством льгот и преимуществ работникам в возрасте до 18 лет. Проведенные прокуратурой в истекшем году проверки показали, что работодателями, особенно частными предпринимателями на пилорамах, руководителями сельскохозяйственных предприятий, допускаются многочисленные нарушения прав несовершеннолетних на труд, которые могут повлечь за собой несчастные случаи с несовершеннолетними, отрицательно сказаться на их здоровье. Деятельность прокуратуры на данном направлении будет активизирована, мы нацеливаем прокуроров на более широкое применение права возбуждать дела об административных правонарушениях в отношении работодателей, нарушающих права детей. Особое внимание прокуратурой уделяется надзору за организацией борьбы с подростковой преступностью.С начала 2012 года в области отмечается рост преступности несовершеннолетних. В январе-апреле 2012 года несовершеннолетними совершено 127 преступлений, что на 15,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года, увеличился с 4,6 до 5,8 удельный вес числа совершенных несовершеннолетними преступлений от общего числа. На 300% увеличилось число совершенных детьми особо тяжких преступлений, число преступлений, совершенных лицами, находящимися под следствием. Возросло на 63,6 % число преступлений, совершенных несовершеннолетними, ранее совершавшими преступления, 13,2% преступлений, совершенно несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения (АППГ-5,4%). Помимо общесоциальных причин роста преступности несовершеннолетних на ее уровень влияют и недостатки в деятельности органов и учреждений системы профилактики, неэффективность принимаемых ими мер по предупреждению детской безнадзорности и правонарушений, не в полной мере исполняется законодательство о повышении ответственности родителей за воспитание детей. В ряде районов области индивидуальная профилактическая работа органов внутренних дел с правонарушителями осуществляется формально, без необходимой связи с другими органами и учреждениями системы профилактики, поэтому недостаточно влияет на стабилизацию подростковой преступности, носит в большей степени не предупреждающий, а посткриминальный характер. Проверками в подразделениях по делам несовершеннолетних вскрывались неединичные факты не постановки на профилактический учет и не проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями.

Недостаточно взаимодействие органов внутренних дел, комиссий по делам несовершеннолетних с образовательными учреждениями, в которых обучаются правонарушители, общественные формирования учебных заведений практически не оказывают влияния на учащихся, склонных к антиобщественному поведению. Проверки, проведенные в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, показали, что администрации ряда указанных учреждений в нарушение требований Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в органы внутренних дел не сообщали обо всех фактах совершения учащимися правонарушений. Это способствовало безнаказанности правонарушителей, они своевременно к установленной законом ответственности не привлекались, индивидуальная профилактическая работа органов милиции с ними не проводилась.

Необходима активизация деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований по координации усилий органов и учреждений системы профилактики в предупреждении преступности несовершеннолетних, повышение роли комиссий в вопросах защиты прав несовершеннолетних. Комиссиями по-прежнему допускаются нарушения при рассмотрении дел об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних и их родителей, что иногда приводит к уходу правонарушителей от ответственности.

Проводимые проверки показывают, что остро необходимо повышение эффективности деятельности всех органов и учреждений системы профилактики по защите детей от преступных посягательств. В 2011 году преступления совершены в отношении 511 детей (в 2010 году-513), 120 детей стали жертвам преступных посягательств со стороны родителей (законных представителей), что на 21,2% больше, чем в 2010 году. Совершено 98 преступлений против жизни и здоровья детей (-5,7%), 44 преступления против половой неприкосновенности (-21,4%). За 4 месяца 2012 года жертвами преступных посягательств стали 211 детей, что на 27,8 % больше чем за аналогичный период прошлого года, 39 преступлений совершили в отношении детей родители (законные представители) (АППГ-39), на 4,5% увеличилось число преступлений, совершенных против жизни и здоровья несовершеннолетних (46), на 390% -против половой неприкосновенности (49). При этом остается низкой активность правоохранительных органов в выявлении преступлений, предусмотренных ст. ст. 150, 151, 156 УК РФ. Так, за 4 месяца 2012 года зарегистрировано только 5 преступлений, предусмотренных ст. 150 УК РФ (АППГ-6), 4 преступления, предусмотренные ст. 156 УК РФ (АППГ-4), преступления, предусмотренные ст. 151 УК РФ –не выявлялись (АППГ-1). Проводимые прокуратурой проверки, изучение уголовных дел, возбужденных по фактам совершения преступлений в отношении детей, показывают, что несовершеннолетние по-прежнему остаются незащищенными от преступных посягательств, в том числе и в семье. Значительная часть преступлений совершается родителями, в отношении которых органы профилактики не располагают информацией о ненадлежащем исполнении обязанностей по их содержанию и воспитанию. По-прежнему высока латентность совершаемых родителями в отношении детей преступлений. Особую тревогу вызывают случаи, когда преступления совершаются родителями неоднократно, на протяжении длительного времени, а органы системы профилактики, не владеют информацией о таких семьях. Выявляемые факты ужасают. С 2009 года по сентябрь 2011 года на глазах жителей поселка Поназырево подвергался насилию, унижению со стороны матери несовершеннолетний. Мать систематически наносила побои сыну. В семье не были созданы нормальные условия для отдыха, учебы, питания ребенка. Мать, находясь в состоянии алкогольного опьянения, систематически лишала ребенка нормального отдыха, в связи с чем, он убегал из дома, не предоставляла ему питания, не заботилась о состоянии его здоровья. Педагогами школы, где обучался ребенок, факты наличия на теле мальчика следов побоев, отказа от получения питания в школе в связи с отсутствием денежных средств, были оставлены без внимания. Не осуществлен выход по месту жительства ребенка для обследования условий его жизни и воспитания, информация в органы внутренних дел не направлена. О ненадлежащем исполнении матерью обязанностей по содержанию и воспитанию ребенка, сопряженном с жестоким обращением, стало известно лишь когда, восьмилетний ребенок сам обратился в полицию. В настоящее время мать ребенка осуждена за совершение преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, ограничена в родительских правах.Подобные примеры не единичны, ярко свидетельствуют о том, что не все семьи, имеющие детей, охвачены вниманием педагогов, психологов, социальных работников, до настоящего времени не налажена должная система выявления родителей, оказывающих на несовершеннолетних отрицательное влияние. Органы профилактики длительное время не располагают информацией о социально-опасном положении ребенка в семье, так как отсутствует необходимое взаимодействие между органами и учреждениями внутри системы профилактики, нет надлежащего учета неблагополучных семей и родителей, не исполняющих обязанности по содержанию и воспитанию детей, низка сознательность окружающих людей, которые остаются равнодушными к судьбам детей. Проводимые прокуратурой проверки показывают, что органами опеки и попечительства не осуществляется надлежащий контроль за условиями содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, семьях опекунов (попечителей), имеются упущения в подборе граждан, желающих принять детей на воспитание. Житель Кологрива, являясь приемным отцом двух детей, с лета 2010 года по апрель 2011 года жестоко обращался с ними, заставлял зарабатывать деньги, лишая возможности посещать образовательное учреждение, применял физическое и психическое насилие, нанося побои, использовал методы воспитания, унижающие человеческое достоинство детей. Органами опеки и попечительства меры для защиты прав детей не принимались. Совершенное в отношении несовершеннолетних преступление было раскрыто в процессе расследования другого уголовного дела. Договор о передаче детей на воспитание расторгнут только после его осуждения по ст. 156 УК РФ. По иску прокурора Кологривского района суд взыскал с бывшего приемного отца в пользу субъекта РФ денежные средства, выплаченные ранее как вознаграждение за воспитание приемных детей.Особе внимание уделяется защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2011 году прокурорами предъявлено в защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 121 иск, в 1 квартале 2012 года-21. В 2011 году прокуратурой выявлено 7147 нарушений прав детей, опротестовано 655 незаконных правовых актов, внесено 997 представлений, по результатам рассмотрения которых, 875 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, в защиту прав детей в суд предъявлено 858 исков на сумму 3 690 тыс. рублей, по постановлениям прокуроров 376 лиц привлечены к административной ответственности, по материалам прокурорских проверок возбуждено 100 уголовных дел, объявлено 18 предостережений о недопустимости нарушения закона.

В январе-апреле 2012 года органами прокуратуры области выявлено нарушений 3337 нарушений прав несовершеннолетних. В целях их устранения внесено 403 представления, по результатам рассмотрения которых, 386 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, опротестовано 387 незаконных правовых актов, в защиты прав детей в суд предъявлено 454 иска, по постановлениям прокуроров 157 лиц привлечены к административной ответственности, по материалам прокурорских проверок возбуждено 40 уголовных дел.

Органами прокуратуры области будет продолжена работа по улучшению координации деятельности правоохранительных органов, взаимодействию с органами и учреждениями системы профилактики. Прокуроры ориентированы на более активное применение к должностным лицам, нарушающим права несовершеннолетних, мер дисциплинарной и административной ответственности.

Другие тэги

Все новости по тэгу ""
Добавить на Яндекс

Календарь новостей

Интернет-приемная
Костромская область

Последние новости

Все новости