Прокуратура области обобщила результаты деятельности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
В 2020 году органами прокуратуры области изучено на предмет коррупционности свыше 17,2 тыс. нормативных правовых актов и более 17,4 тыс. проектов нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления. По результатам изучения коррупциогенные факторы выявлены в 84 нормативных правовых актах региональных органов государственной власти и их проектах и в 1 179 нормативных правовых актах и их проектах органов местного самоуправления.
Аппаратом прокуратуры области проводится антикоррупционная экспертиза как проектов законов области, нормативных правовых актов всех органов исполнительной власти, включая областные министерства и комитеты, так и принятых правовых актов.
Замечания прокуратуры по результатам изучения проектов нормативных актов рассматриваются на заседаниях рабочих групп и комитетов представительного (законодательного) органа с участием работников прокуратуры области.
Практика проведения антикоррупционной экспертизы показывает, что наибольшее количество коррупциогенных факторов выявляется в нормативных правовых актах, регулирующих правоотношения в социальной сфере (292), бюджетные правоотношения (50), порядок прохождения государственной и муниципальной службы (61), вопросы использования государственного и муниципального имущества (76), в природоохранной сфере (36).
Участие прокуроров в нормотворческой деятельности позволило предотвратить нарушения прав и законных интересов граждан, исключить наличие коррупциогенных факторов еще на стадии проектов нормативных правовых актов.
Например, для реализации федерального проекта «Создание системы поддержки фермерства и развитие сельской кооперации» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» разработан проект постановления правительства Саратовской области «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета на реализацию мероприятий, направленных на оказание содействия сельскохозяйственным товаропроизводителям в обеспечении квалифицированными специалистами».
При его изучении установлено, что проектом не урегулированы основания для заключения дополнительного соглашения между главным распорядителем как получателем бюджетных средств и получателем субсидии, что относится к коррупциогенным факторам по признаку широты дискреционных полномочий (отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения государственного органа (должностных лиц).
При принятии постановления правительства области замечания прокуратуры области учтены.