Прокуратурой Пермского края проверено соблюдение требований законодательства по формированию, ведению и использованию государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и устройству детей на воспитание в семьи граждан РФ, иностранных граждан, в деятельности регионального оператора государственного банка данных о детях – отдела по опеке и попечительству Министерства социального развития Пермского края.
При наличии положительных результатов по устройству детей в семьи, в том числе иностранных усыновителей, выявлены нарушения законодательства при формировании, ведении и использовании банка данных о детях: факты формального проведения в интернатных сиротских учреждениях, органах опеки и попечительства контрольных мероприятий, в связи с чем анкеты детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, с целью их устройства в семью заполняются с нарушением требований законодательства либо вообще не направляются. В результате, полный учет детей, подлежащих передаче в семью, со стороны регионального оператора не осуществляется.
Выборочное изучение дел кандидатов в усыновители показало, что кандидатам в усыновители - иностранным гражданам не направляются ежемесячные письменные уведомления о результатах поиска детей. Нарушается очередность в работе с иностранными семьями при предъявлении детей, нарушаются требования о приоритетном получении соответствующей конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, иностранными гражданами, поставленными на учет ранее, что порождает обоснованные жалобы.
Не получая своевременно сведения о детях, которые могут быть ими усыновлены, иностранные граждане - кандидаты в усыновители прекращают в отношении себя учет, что порождает нарушения прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей на устройство в семью.
По сведениям Министерства образования и науки РФ 80% усыновлений российских детей иностранными гражданами происходит через аккредитованные организации. Однако, в Пермском крае за период 2011-2013 г.г. при содействии аккредитованных агентств усыновлено 229 детей, что на 16,7% меньше чем независимыми иностранными гражданами (275), что не дает возможности эффективно контролировать условия жизни и воспитания детей за рубежом.
Права и законные интересы детей, усыновленных иностранными гражданами, не через аккредитованные агентства нарушаются, так как для независимых иностранных усыновителей не предусмотрена ответственность за непредставление отчетов об условиях жизни и воспитания усыновленных детей.
Так, проверкой выявлены факты отсутствия отчетов об условиях жизни и воспитания детей, усыновленных независимыми французскими гражданами.
Имеют место случаи допуска к конфиденциальной информации посторонних лиц: личные дела иностранных граждан - кандидатов в усыновители выдаются лицам, неуполномоченным на их получение.
По результатам проверки Министру социального развития Пермского края Абдуллиной Т.Ю. внесено представление с требованием рассмотреть его с участием прокурора, устранить выявленные нарушения и решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших грубые нарушения закона при исполнении обязанностей, о чем сообщить в прокуратуру края в установленный законом месячный срок.
(подготовлено отделом по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры края)