С учетом важности поставленных Президентом РФ и Генеральным прокурором РФ задач по улучшению условий ведения бизнеса и обеспечению его гарантированной защиты надзор за исполнением законодательства в названной сфере определен в органах прокуратуры одним из приоритетных.
В рамках организации указанной работы распоряжением прокурора республики создана постоянно действующая рабочая группа, которой на постоянной основе анализируется состояние законности в названной сфере. Осуществляется мониторинг законопроектов и действующей нормативной правовой базы на наличие в них административных барьеров и иных положений, нарушающих права и законные интересы предпринимательства.
Регулярно проводятся совещания Общественного Совета по защите малого и среднего предпринимательства, созданного при прокуратуре республики, на которых обсуждается результаты надзорной деятельности, намечается дальнейшая работа в указанном направлении. Заключено соглашение с Уполномоченным по правам предпринимателей при Главе Республики Северная Осетия-Алания Медоевым Тимуром Сергеевичем о взаимодействии в вопросах защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
В 1 полугодии 2013 года в органы прокуратуры республики поступило 145 заявлений органов государственного контроля о проведении внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из которых органами прокуратуры республики согласовано проведение лишь 19 внеплановых проверок, отказано в 126 случаях (87% случаев).
Результаты надзорной деятельности свидетельствую о том, что внеплановые проверки субъектов малого и среднего предпринимательства сократились на 17% (с 1085 до 891).
В 1 полугодии 2013 года органами прокуратуры республики проведены проверки соблюдения прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Управлениях Россельхознадзора по РСО-Алания, УФМС РФ по РСО-Алания, Росреестра по РСО-Алания, Росприроднадзора по РСО-Алания, территориальных подразделениях Роспотребнадзора по РСО-Алания и МЧС РФ по РСО-Алания, Государственной инспекции труда в РСО-Алания, Государственной жилищной инспекции в РСО-Алания, Комитета РСО-Алания по охране окружающей среды и природных ресурсов и Комитета охотничьего хозяйства РСО-Алания.
В рамках проведенных мероприятий были выявлены многочисленные нарушения.
Так, зачастую контролерами допускались нарушения порядка уведомлений об предстоящих плановых и внеплановых проверок, проводились внеплановые проверки без оснований, сроки проверок необоснованно завышались, истребывались документы, не относящиеся к предмету проверки, не вручались акты проверки и т.д.
Всего по результатам надзорных мероприятий в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности органами прокуратуры республики выявлено 368 нарушений, внесено 116 представлений об их устранении, к дисциплинарной ответственности привлечено 125 должностных лиц. Опротестовано 26 правовых актов. Предостережено 6 должностных лиц, в суды направлено 14 заявлений. По постановлению прокуроров 8 должностных лица привлечены к административной ответственности.
27 июня текущего года, на базе Управления РСО–Алания по поддержке и развитию малого предпринимательства было проведено совещания с привлечением представителей бизнес-сообщества по вопросам защиты прав предпринимателей.
В работе совещания приняли участие Уполномоченный по правам предпринимателей при Главе РСО-Алания, представители Торгово-промышленной платы РСО-Алания, Союза промышленников и предпринимателей РСО-Алания. После обсуждения и обмена мнениями было принято решение о проведении встреч руководителей федеральных и республиканских органов с предпринимателями в подобном формате на регулярной основе.
В текущем году прокуратурой республики была проведена проверка деятельности Управления РСО-Алания по поддержке и развитию малого предпринимательства, в ходе которой выявлены нарушения ущемляющие права и законные интересы предпринимателей. А именно, Управлением в ряде случаев, было отказано в предоставлении субсидии предпринимателям, по причине непредставления документов, как правило, имеющихся в распоряжении налогового органа (выписка из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе и т.п.).
Проверкой также были выявлены нормативно-правовые акты, содержащие предписания, обязывающие субъектов предпринимательской деятельности представлять для получения государственных услуг излишние документы, имеющиеся в распоряжении органов власти. Незаконные нормативно-правовые акты прокуратурой опротестованы.