Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» обеспечивает реализацию конституционного права граждан на индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Закон определяет требования к письменному обращению, устанавливает обязательность регистрации и принятия обращения к рассмотрению, сроки и порядок рассмотрения обращения, обязательность дачи письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, регулирует иные отношения, связанные с рассмотрением обращений.
Отдельным пунктом подчеркнуто, что рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
В соответствии с действовавшей ранее редакцией Закона установленный им порядок распространялся на рассмотрение обращений граждан только государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (этих органов).
Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.07.2012 № 19-П «По делу о проверке конституционности части 1 ст. 1, части 1 ст. 2 и ст. 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области» это положение Закона было признано не соответствующим Конституции РФ и на практике нормы Закона применялись также в случаях рассмотрения обращений в других организациях, осуществляющих публично значимые функции.
Федеральным законом от 07.05.2013 № 80-ФЗ «О внесении изменений в ст. 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ст. 1 и 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», принятым во исполнение указанного Постановления Конституционного Суда РФ и вступившим в силу 19 мая 2013 года, сфера применения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан расширена.
Согласно пункту 4 ст. 1 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (в новой редакции) установленный Законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется также на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями, осуществляющими публично значимые функции, и их должностными лицами.
Пунктом 1 ст. 2 указанного Федерального закона (в новой редакции) установлено, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Следует помнить, что праву граждан и их объединений на обращение с заявлением, жалобой, предложением корреспондирует обязанность указанных органов и организаций, их должностных лиц по принятию и рассмотрению этих обращений.
Соблюдение указанного права обеспечивается предусмотренной ст. 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственностью за нарушение установленного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан.
Если ранее административной ответственности в виде штрафа в размере от пяти до десяти тысяч рублей могли быть подвергнуты только должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, то по новой редакции Закона ответственности подлежат также должностные лица государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций.
Основанием ответственности является нарушение порядка рассмотрения обращений не только граждан, но и их объединений, в том числе юридических лиц.
Старший помощник прокурора области
по правовому обеспечению
21.05.2013