Органы прокуратуры Республики Коми подвели итоги проверки по факту аварии на теплосетях п. Водный г. Ухты, в результате которой в ночь на 8 декабря 2012 года без тепла остались 6,5 тысяч человек, проживающих в 113 домах.
Итоги проверки свидетельствуют, что авария и её последствия стали возможными в результате нарушений, допущенных руководством и должностными лицами администрации г. Ухты, МУП «Ухтаэнерго» и управляющих компаний.
Одна из основных причин аварии – неготовность тепловых сетей п. Водный к отопительному сезону 2012-2013 гг. Со стороны администрации г. Ухты длительное время не принималось мер к их ремонту. Это подтверждается фактами многочисленных порывов на магистральных сетях и обнаружением в ходе ремонтных работ фактов снижения толщины стенок труб в 3-4 раза ниже нормативной.
Значительная часть теплосетевого хозяйства поселка в результате бездействия администрации муниципалитета находилась в бесхозном состоянии. Прокуратура выявила 57 бесхозных участков тепловых сетей. Эти объекты не обследовались вообще и вопрос о выделении средств для их ремонта даже не рассматривался.
Изношенность котельного оборудования п. Водный также явилось причиной аварии. Администрация г. Ухты в 2011-2012 гг. средства на ремонт котельной не выделяло, поскольку данный объект жизнеобеспечения не является муниципальной собственностью.
Собственниками недвижимого имущества котельного комплекса пос. Водный с июля 2006 г. являются двое физических лиц, собственником котельного оборудования (водогрейные и паровые котлы, газопроводы, насосы и пр.) – местный индивидуальный предприниматель.
Администрация г.Ухты в 2006 г. при продаже котельной частным лицам не приняла меры по защите законных интересов граждан путем обращения имущественного комплекса в собственность органов местного самоуправления или муниципальных предприятий. Муниципалитет законность заключенных договоров купли-продажи в судебном порядке не оспорил.
В результате бездействия администрации г. Ухты пропущен срок исковой давности по оспариванию сделок данной категории. В итоге произошли переход права собственности и реализация объекта жизнеобеспечения лицам, не заинтересованным в его безаварийной эксплуатации, что повлекло моральный и физический износ котельного оборудования.
В силу закона организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей относится к полномочиям органов местного самоуправления. Именно органы местного самоуправления должны принимать меры в случае неисполнения теплосетевыми организациями своих обязательств.
Вместе с тем, администрация г. Ухты фактически не осуществляла контроль за деятельностью МУП «Ухтаэнерго». Данное предприятие арендует и эксплуатирует котельное оборудование у предпринимателя за 300 тыс. рублей в месяц. При этом в соответствии с условиями договора, не до конца согласованных сторонами, МУП «Ухтаэнерго» обязано поддерживать арендованное имущество в исправном состоянии и нести расходы по его текущему и капитальному ремонту.
Серьезные нарушения допущены при оценке готовности объектов жизнеобеспечения п. Водный к отопительному сезону 2012-2013 гг. Акт готовности объектов энергетического комплекса п. Водный в сентябре 2012 г. подписан и.о. администрации г. Ухты без их фактического осмотра. В состав комиссии по проверке готовности объекта не были включены представители Ухтинского отдела Печорского управления Ростехнадзора. В итоге котельная допущена к эксплуатации с нарушением требований закона.
Одним из основных факторов, повлиявшим на наступление серьезных негативных последствий аварии, явилась неготовность персонала МУП «Ухтаэнерго» к возникновению и ликвидации аварийных ситуаций. Информацию об инциденте в Ухтинский отдел Печорского управления Ростехнадзора МУП направило несвоевременно и не в полном объеме, комиссию по расследованию инцидента не создало.
При наличии объективных данных об отсутствии теплоснабжения в домах более 2 суток подряд в холодное время года, данных о значительных расходах средств и материалов организаций, которые участвовали в устранении аварии, режим чрезвычайной ситуации был объявлен администрацией г. Ухты лишь 14 декабря 2012 г., тогда как основания для его введения имелись уже 10 декабря.
В ходе проверки установлено, что администрацией г. Ухты процесс по устранению последствий аварии был организован ненадлежащим образом. Информация о реальном состоянии теплоснабжения жилфонда п. Водный отсутствовала. Население о ситуации, связанной с аварией и принимаемыми мерами по ее устранению, должным образом не информировалось.
Нарушения выявлены и со стороны управляющей компании ООО «Домсервис». Её сотрудники не обеспечили своевременный слив воды из систем отопления 16 многоквартирных домов, что привело к их закупориванию и дальнейшему разрыву. Персонал компании действиям при возникновении аварийных ситуаций не был обучен.
Всего по фактам выявленных в ходе проверки нарушений прокуратурой внесены 3 представления, 9 должностных и юридических лиц привлечены к административной ответственности. В суд направлено 2 заявления о возложении на МУП «Ухтаэнерго», собственников котельной и администрацию г. Ухты обязанности устранить нарушения закона о промышленной безопасности. Кроме того, в суде на рассмотрении находятся 11 исков прокурора г. Ухты в защиту прав социально незащищенных граждан о возмещении причиненного в результате аварии морального и материального ущерба.
Об итогах проведенной проверки прокурор республики Сергей Бажутов проинформировал Главу Республики Коми.
*******************************************************
Анализ нарушений, выявленных органами прокуратуры республики в сфере ЖКХ, свидетельствует о том, что большинство из них совершается управляющими компаниями.
Действующим законодательством контроль за деятельностью управляющих компаний возложен, прежде всего, на органы местного самоуправления и органы исполнительной власти субъектов РФ (стст. 20, 165 Жилищного кодекса РФ). Однако контрольные функции в полном объеме эти органы не реализуют.
Примером этого является исполнение поручения Президента РФ от 17 марта 2011 г. № Пр-701, в котором надзорным и контролирующим органам предписано провести совместные проверки финансовых операций, имеющих признаки неправомерного использования средств организациями коммунального комплекса.
За 3 года действия поручения Президента РФ в связи с неправомерным использованием финансовых ресурсов в системе жилищно-коммунального комплекса правоохранительными органами республики возбуждено 88 уголовных дел, из них 41 – по материалам прокурорских проверок.
При этом из органов исполнительной власти Республики Коми и органов местного самоуправления, осуществляющих контрольные функции, информация о нарушениях в жилищно-коммунальной сфере, которая могла бы явиться основанием для возбуждения уголовных дел, в правоохранительные органы Республики Коми не поступала вообще.
3