Новости Прокуратуры РФ

Главная » Сибирский федеральный округ » Иркутская область

На расширенном заседании коллегии прокуратуры Иркутской области подведены итоги работы за 2015 год

01 марта 2016 года


Сегодня, 1 марта 2016 года, состоялась расширенная коллегия прокуратуры Иркутской области, на которой подведены итоги прошедшего года и определены основные направления деятельности по укреплению законности и правопорядка в 2016 году.

В работе коллегии приняли участие заместитель Генерального прокурора РФ в Сибирском федеральном округе Иван Семчишин, советник Генерального прокурора РФ Альбина Ковалева, Губернатор Иркутской области Сергей Левченко, председатель Законодательного Собрания Иркутской области Сергей Брилка, Главный федеральный инспектор в Иркутской области Петр Огородников, Восточно-Сибирский транспортный прокурор Анатолий Мерзляков, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области Алексей Москаленко, Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области Светлана Семенова, руководитель исполкома общественной организации «Общероссийский народный фронт» в Иркутской области Елена Зубун, председатель Иркутского регионального отделения Всероссийской общественной организации ветеранов и пенсионеров органов прокуратуры РФ Борис Растошинский, директор Иркутского юридического института (филиал Академии Генеральной прокуратуры РФ) Валерий Пак, прокуроры городов и районов области и их заместители.

В своем докладе прокурор области Игорь Мельников отметил, что в прошлом году политические и экономические события серьезно влияли на все стороны жизни общества и граждан и потребовали от прокуроров максимума усилий для обеспечения законности и правопорядка.

В этих непростых условиях прокуратурой области на первый план были поставлены вопросы повышения эффективности бюджетных расходов, своевременной выплаты заработной платы, ценообразования, жилищно-коммунального сектора, реализации государственных и муниципальных программ, защиты прав предпринимателей и социально незащищенных граждан.

В поле зрения прокуроров постоянно были вопросы профилактики терроризма и экстремизма, борьбы с коррупционными проявлениями, экономической и общеуголовной преступностью, соблюдения конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве.

По требованиям прокуроров приведено в соответствие с законом более 3 тысяч областных и муниципальных нормативных правовых актов, пресечено более 100 тыс. нарушений, за совершение которых почти 5,5 тысяч должностных лиц понесли дисциплинарное, 2 тысячи – административное наказание. По итогам общенадзорных проверок возбуждено 188 уголовных дел.

Обеспечен качественный надзор за соответствием муниципальных правовых актов федеральному законодательству, в бюджетной и налоговой сферах, при размещении заказов. Не снижалась интенсивность работы в сфере нормотворчества органов государственной власти.

Совместными усилиями прокуроров и органов государственной власти погашена задолженность по заработной плате на сумму более чем 800 млн. рублей.

Системный надзор способствовал снижению производственного травматизма, уменьшению проблемных объектов долевого строительства и, соответственно, восстановлению прав обманутых дольщиков. Пресекалось необоснованное давление контролирующих органов на бизнес, активнее стали решаться экологические проблемы.

Есть реальные результаты от активизации надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и еще по целому ряду социально значимых направлений. Проводилась работа по борьбе с коррупцией, ее профилактике. Эффективно применялись гражданско-правовые средства – в суды направлено более 10,5 тысяч исков на сумму 619 млн. рублей.

Органам прокуратуры области удалось обеспечить наступательность и результативность надзора за субъектами уголовно-правового учета, в сфере борьбы с преступностью, в том числе – с посягательствами на жизнь и здоровье, экономическими и коррупционными преступлениями.

С участием прокуроров судами области рассмотрена почти 21 тысяча уголовных дел, постановлено более 14 тысяч приговоров.

Правильно выбранные приоритеты надзорной деятельности позволили не допустить серьезных нарушений общественного порядка, проявлений экстремизма и терроризма, дестабилизации обстановки в исправительных учреждениях.

Прокурор области подробно остановился на задачах и проблемах, решение которых требует от прокуроров особого внимания.

В числе первоочередных задач прокуратуры, отметил Игорь Мельников, остается противодействие проявлениям коррупции, выявление и устранение причин и условий ее порождающих.

Положительный результат принесло акцентирование надзорной деятельности на изучении проектов нормативно-правовых актов – при росте почти на 40% числа выявленных проектов с коррупциогенными факторами настолько же снизилось число принятых с нарушениями нормативных правовых актов. Значительное внимание уделено формированию региональной и муниципальной правовой базы, необходимой для реализации Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». (Выявлено 270 нарушений, 94 должностных лица привлечено к дисциплинарной ответственности). Активизирована работа по выявлению коррупционных правонарушений. Возросло количество выявленных преступлений о взяточничестве (+14%), в том числе – более чем на четверть (+27%) фактов получения взяток.

Интенсивное обновление федерального законодательства потребовало от прокуроров пристального внимания к нормотворческому процессу областных органов власти и муниципального самоуправления. В 38 из рассмотренных 492 проектов областных правовых актов были исключены противоречия федеральному законодательству, по инициативе прокуратуры принят 81 областной правовой акт, в том числе – 3 закона, внесенных в порядке законодательной инициативы. Оспорено 150 правовых актов, противоречащих федеральному и областному законодательству, 27 приведено в соответствие с антикоррупционными требованиями.

Акцент был сделан на упреждение нарушений в этой сфере. В итоге на четверть увеличилось количество рассмотренных проектов муниципальных правовых актов (более 11 тысяч). На стадии проекта в каждом шестом выявлены противоречия законодательству, коррупциогенные факторы. Почти на 80% больше внесено проектов с использованием права нормотворческой инициативы.

От качества нормативной базы, подчеркнул прокурор области, нередко зависит качество жизни конкретных людей.

Особенное внимание Игорь Мельников уделил своевременной выплате заработной платы, задолженность по которой в области все еще остается высокой. Он потребовал от прокуроров городов и районов при выявлении задолженности по зарплате на действующих предприятиях в обязательном порядке оценивать деятельность Гострудинспекции, работу Службы судебных приставов, чаще использовать практику дисквалификации руководителей предприятий-должников. Кроме того, привлекать для проверок арбитражных управляющих специалистов Росреестра.

Есть реальные сдвиги при осуществлении надзора за соблюдением жилищных прав граждан. В результате вмешательства прокуроров произведен перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги и гражданам возвращено более 1 млн. рублей, приняты программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, почти во всех муниципалитетах утверждены схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Наводится порядок с формированием региональной программы капитального ремонта. Положительный опыт надзора в сфере электроэнергетики распространен Генеральной прокуратурой России.

Вместе с тем, нарушения в этой области являются наиболее распространенными, растет долг предприятий ЖКХ за поставленные им коммунальные ресурсы. Продолжает оставаться значительным и количество аварий, технологических сбоев на объектах коммунальной инфраструктуры и электросетевого хозяйства. Прокурорам необходимо принимать системные меры к предупреждению и пресечению нарушений, в том числе – уголовно-правового характера.

Также прокурор потребовал средствами надзора активизировать деятельность контрольно-надзорных органов в сфере ЖКХ. Озабоченность вызывает ситуация с аварийным жилищным фондом, по которому область занимает лидирующие позиции в России. Проведенная совместно с региональной КСП проверка расходования бюджетных средств, выделенных на строительство жилья для переселенцев, показала, что органами власти области не в полной мере обеспечено исполнение мероприятий по ликвидации аварийного жилищного фонда; не соблюдался порядок признания домов аварийными и подлежащими сносу; несвоевременно реализованы мероприятия по переселению из такого жилья.

Важнейшей частью социальной сферы, является обеспечение прав жителей области на получение качественной медицинской помощи, профилактика социальных заболеваний, лекарственное обеспечение.

Мерами прокурорского реагирования решались вопросы надлежащего обеспечения граждан лекарственными средствами: организована розничная торговля лекарствами в 53 труднодоступных сельских территориях, устранены нарушения прав на лекарственное обеспечение более 3 тыс. граждан. Прокурорам следует продолжить проведение систематических проверок в этом направлении, обеспечить функционирование медицинских учреждений, в том числе фельдшерско-акушерских пунктов.

Распространенный характер имели нарушения в сфере ценообразования на лекарственные средства, а также при оказании платных медицинских услуг. Выявлялись факты завышения цен на жизненно-важные препараты, остается неудовлетворительной ситуация с отпуском лекарств по льготным рецептам. Ослаблен ведомственный контроль качества медицинской помощи со стороны министерства здравоохранения области.

В прошедшем году прокурорами реализован комплекс мер по защите прав инвалидов на доступную среду. Вместе с тем предстоит ликвидировать отсутствием специальных приспособлений на пешеходных переходах, транспортных коммуникациях, остановках общественного транспорта. Потребуют особого внимания вопросы профессиональной подготовки и трудоустройства инвалидов, а также своевременности и полноты выплаты гражданам пенсий и пособий.

В ходе прокурорских проверок выявлялись многочисленные нарушения законодательства в сфере обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Реализация их жилищных прав осложнялась несоблюдением сроков ввода жилья в эксплуатацию, а также выявляемыми уже в ходе его использования фактами некачественного строительства, не соответствия его требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических норм.

Несмотря на увеличение объемов предоставляемого жилья, число нуждающихся в нем детей-сирот ежегодно увеличивается и составляет почти 12 тыс. При этом ежегодно дополнительно на учет нуждающихся ставится почти 300 детей, у которых ранее не была обеспечена сохранность закрепленного за ними жилья.

В прошедшем году увеличилось количество выявленных детей, оставшихся без попечения родителей в т.ч. относящихся к категории «социальных сирот». В связи с безнадзорностью в органы полиции было доставлено почти 14 тысяч несовершеннолетних. Почти три тысячи семей и 6 тысяч проживающих в них детей стоят на учетах как находящиеся в социально опасном положении. Прокурор области потребовал обратить внимание на низкую эффективность работы органов системы профилактики, направленную на раннее выявление семейного неблагополучия и предупреждение социального сиротства.

Прокурорскими проверками установлено, что в некоторых регионах области выписывались направления детям в детсады, не учитывая возможность приёма конкретными учреждениями такого количества воспитанников. В результате имеются факты значительного превышения санитарных норм по вместимости, детям не хватает мест для хранения верхней одежды и сна, повышена вероятность распространения инфекционных заболеваний.

Игорь Мельников дал поручение всем прокурорам незамедлительно организовать проверки во всех детских садах.

Все острее становятся вопросы обеспечения безопасного пребывания детей и работников в помещениях образовательных организаций. Состояние зданий школ и детских садов необходимо проверить с привлечением специалистов, не доводя ситуацию до критической, принимать меры, включая судебное понуждение, для прекращения образовательной деятельности до устранения нарушений или проведения необходимых ремонтных работ.

Комплексно принятые надзорные и координирующие меры по противодействию правонарушениям и преступлениям в подростковой среде, а также в отношении детей, позволили несколько стабилизировать преступность несовершеннолетних. Вместе с тем, в трети районов области количество подростковых преступлений возросло, показатели рецидива, совершения преступлений в группе ухудшились.

Необходимо продолжить работу по повышению эффективности работы всех заинтересованных ведомств по противодействию незаконному обороту наркотиков. Проверки полноты принимаемых органами полиции, наркоконтроля и местного самоуправления мер, направленных на уничтожение посевов дикорастущей конопли, соблюдения законов учреждениями здравоохранения, аптеками должны быть такими же результативными, как в прошедшем году.

В условиях снижения бюджетных доходов особую значимость приобрел надзор за исполнением законов в бюджетной сфере, о налогах, при закупках товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, при использовании государственного и муниципального имущества.

Прокуроры активно работали по всем этим направлениям. С учетом наших замечаний и предложений в установленные сроки были приняты областной и местные бюджеты. Пресекалось принятие незаконных положений в нормативных актах о расходовании бюджетных средств, а также факты бюджетных трат без установленных расходных обязательств.

Прокуроры противодействовали неэффективным и незаконным бюджетным расходам при строительстве жилья для переселенцев и детей – сирот, зданий школ, детских садов, автомобильных дорог и других государственных и муниципальных объектов. По требованиям прокуроров устранены недостатки на 50 из 400 объектах, возведенных за счет бюджетных средств.

Сумма взысканного в бюджет прокурорами в судебном порядке ущерба составила почти 260 млн. руб. По нашим требованиям должниками погашена налоговая задолженность на сумму более 60 млн. руб., наработан положительный опыт по судебному взысканию в бюджет ущерба от налоговых преступлений.

Во исполнение поручения Президента России правительству и регионам о необходимости защиты интересов граждан, прежде всего с небольшими доходами, и обеспечении контроля за ситуацией на рынках продуктов питания, лекарств, других товаров первой необходимости, прокурорами были приняты дополнительные меры по стабилизации ситуации с ростом цен на продовольственные товары на территории области. Не было допущено фактов ценового сговора между оптовыми и розничными продавцами.

Надзорными мерами удалось добиться снижения розничных и оптовых надбавок на продукты детского питания в Иркутске, Саянске, Усть-Куте, Жигаловском, Нижнеилимском, Усть-Илимском районах. Прокуроры г. Бодайбо, Мамско-Чуйского и Братского районов реагировали на необоснованно установленные цены на товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов.

Одним из ключевых направлений остается поддержка предпринимательства, его защита от необоснованного вмешательства контролирующих ведомств.

За последние два года прокуратурой совместно с органами надзора (контроля) проведена значительная работа по сокращению в полтора раза количества плановых и внеплановых проверок (до 10 тыс. проверок).

Активизировалась работа прокуроров по выявлению указанных нарушений. Так, по результатам рассмотрения возбужденных прокурорами дел, в том числе и по ст. 19.6.1 КоАП РФ, к административной ответственности привлечено 31 должностное лицо, против 7 в 2014 году.

Положительный эффект приносит и работа действующего с 2008 года при прокуратуре области Общественного совета по защите прав малого и среднего бизнеса.

Органами прокуратуры области проведен ряд эффективных проверок в сфере охраны окружающей среды и природопользования, в том числе в деятельности предприятий, организующих работу вахтовым методом, инициировано приведение в соответствие с федеральным законодательством и с учетом реальных экологических проблем региональной госпрограммы защиты окружающей среды. Природоохранными прокурорами обеспечено принципиальное, своевременное реагирование на факты нарушений экологических требований крупными промышленными предприятиями региона, оставшимися вне поля зрения контролирующих органов.

По результатам прокурорских проверок возбуждено 42 уголовных дела по фактам экологических и должностных преступлений в сфере природопользования, в каждом случае были вскрыты серьезные нарушения природоохранного законодательства, повлекшие причинение вреда объектам охраны окружающей среды и экосистемы в целом. Вместе с тем, остается неблагополучным состояние законности в сфере обращения с отходами, по-прежнему высок уровень загрязнения атмосферного воздуха в ряде городов области.

Особого внимания требует вопрос соблюдения хозяйствующими субъектами природоохранного законодательства при эксплуатации очистных сооружений, судов, базирующихся в акватории озера Байкал и сбрасывающих в водный объект нефтесодержащие, сточные воды и твердый мусор.

Практически каждый лесопожарный период показывает, что органы государственной лесной охраны не готовы к эффективной борьбе с лесными пожарами, при этом нарушения в деятельности специализированных организаций и лесопользователей выявляются, в основном, только прокурорами.

В преддверии лесопожарного периода надлежит уже сегодня обеспечивать сбор и анализ сведений о состоянии законности, проверять готовность к нему органов лесного хозяйства региона и лесопользователей, давать принципиальную оценку полноте и эффективности мер, принимаемых контролирующими органами.

Подробно прокурор области остановился на деятельности в уголовно-процессуальной сфере.

Несмотря на относительную стабильность числа зарегистрированных преступлений, снижение числа тяжких и особо тяжких преступлений, криминальная обстановка остается напряженной. Не снижается рецидивная преступность, растет число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, в группе. Серьезную тревогу вызывает рост преступлений о незаконной рубке лесных насаждений.

Существенно возросло число оконченных дел по преступлениям, совершенным организованными группами (270 против 155). В суд направлено уголовное дело в отношении банды, участниками которой совершались разбойные нападения на граждан КНР, занимающихся предпринимательской деятельностью в сфере лесопромышленного комплекса.

По итогам 2015 года улучшились результаты работы следствия и дознания. Количество выявленных нарушений на досудебной стадии уголовного судопроизводства сократилось на 20%. Уменьшилось число уголовных дел, направленных прокурорами для дополнительного расследования, а также возвращенных судом для устранения препятствий. Снизилось количество реабилитированных лиц. Повысилась и результативность мер прокурорского реагирования.

В целом государственные обвинители успешно справлялись с поставленными перед ними задачами, с их участием судами области рассмотрено почти 21 тысяча уголовных дел, постановлено более 14 тысяч приговоров. Удовлетворяемость представлений составила 90%, что соответствует показателям по России, снизилось количество отклоненных представлений.

Правозащитная функция прокуратуры особенно ярко проявляется в работе с обращениями. В прошлом году в органы прокуратуры области поступило более 55 тыс. жалоб и обращений граждан, из них почти 32 тыс. разрешены.

Подводя итоги проделанной работы, прокурор области Игорь Мельников акцентировал внимание на превентивном характере надзора по всем направлениям. Необходимо выявлять не только отдельные факты нарушений закона, подчеркнул он, но и прогнозировать ситуацию, предупреждая негативные последствия для граждан и общества в целом.

По результатам работы коллегии приняты решения, направленные на повышение эффективности прокурорского надзора и обеспечение соблюдения конституционных прав граждан, интересов общества и государства.



Ссылка на текст новости: http://procrf.ru/news/402293-na-rasshirennom-zasedanii-kollegii.html

Ссылка на первоисточник: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_38/news/7894.html