Новости Прокуратуры РФ

Главная » Дальневосточный федеральный округ » Забайкальский край

Уставы муниципальных образований находятся под пристальным надзором органов прокуратуры Забайкальского края

26 января 2016 года


Уставы муниципальных образований находятся под пристальным надзором органов прокуратуры Забайкальского края

В 2015 году прокурорами оспорено 359 уставов муниципальных образований. В целях устранения нарушений внесено 357 протестов, 2 заявления в суд. По требованиям прокуроров таких 230 уставов уже приведены в соответствие с действующим законодательством.

Так, в Уставах муниципальных образований Забайкальского (7), Краснокаменского (9), Сретенского (15), Хилокского (10) районов, муниципального района «Нер-Заводский район» (1) не было установлено, что в силу ст. 32 п. 6.1 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" лица, являющиеся депутатами представительного органа муниципального образования, распущенного на основании части 2.12 ст. 73 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" не могут быть выдвинуты кандидатами на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами (за исключением лиц, в отношении которых судом установлен факт отсутствия вины за непроведение представительным органом муниципального образования правомочного заседания в течение трех месяцев подряд).

Прокурорами Нерчинского (16), Сретенского (13), Красночикойского (9) районов опротестованы уставы муниципальных образований в связи с тем, что они не учитывали норм Федерального закона от 03.02.2015 № 8-ФЗ "О внесении изменений в ст. 32 и 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", а именно что депутаты представительного органа муниципального образования, распущенного на основании части 2.1 настоящей ст. , вправе в течение 10 дней со дня вступления в силу закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования обратиться в суд с заявлением для установления факта отсутствия их вины за непроведение представительным органом муниципального образования правомочного заседания в течение трех месяцев подряд.

Прокурором Нерчинского района также оспаривались уставы муниципальных образований в связи с внесенными изменениями Федеральным законом от 22.12.2014 № 431-ФЗ в законодательство о противодействии коррупции, в части установления исключений для запрета на занятие предпринимательской деятельностью для выборных должностных лиц органов местного самоуправления.

Прокурором Ононского района опротестовано 7 Уставов, которые в нарушение ч. 2.1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ не содержали сведений о порядке назначения членов конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы сельского поселения, а именно назначение одной половины такой комиссии представительным органом, а второй половины – главой муниципального района «Ононский район». Внесенные протесты рассмотрены и удовлетворены.

Прокурорами активно оспаривались уставы муниципальных образований в связи с тем, что неполно предусматривались полномочия органов местного самоуправления, а именно по осуществлению мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения.

Прокурорами оспорено больше четверти уставов муниципальных образований, в связи с тем, что их нормы на чем основывается составление проекта местного бюджета, не приведены в соответствие с п. 2 ст. 172 Бюджетного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 04.10.2014 № 283-ФЗ).

С 15 сентября 2015 года вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ, однако нормы порядка половины всех уставов муниципальных образований, регулирующих статус депутата, главы поселения, добровольно органами местного самоуправления не были приведены в соответствие с ч. 9.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в редакции Федерального закона от 08.03.2015 № 23-ФЗ), на что потребовалось вмешательство прокуроров районов.

В связи с принятием Федерального закона от 03.11.2015 № 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", большинством прокуроров по результатам мониторинга в органы местного самоуправления направлены информационные письма, отдельные из них внесли протесты.

Основными причинами выявляемых в уставах муниципальных образований нарушений федерального законодательства является несвоевременный учет изменений федерального и регионального законодательства, так и не учет положений действующего законодательства при принятии НПА, неправильное толкование норм права, не осуществление органами местного самоуправления мониторинга законодательства и судебной практики.

Прокуроры районов помогают органам местного самоуправления оперативно корректировать основной муниципальный акт.

Например, прокуроры Алек-Заводского, Кыринского, Газ-Заводского, Дульдургинского, Чернышевского районов в порядке нормотворческих инициатив направляли проекты о внесении изменений в уставы муниципальных образований.

Ежегодно прокурорами выявляются факты нарушений Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», а именно не направление или несвоевременное направление на государственную регистрацию уставов муниципальных образований; не направление или несвоевременное направление сведений об опубликовании (обнародовании) уставов муниципальных образований. По таким нарушениям по требованиям прокуроров 14глав муниципальных образований привлечены к дисциплинарной ответственности (Агинский и Шилкинский по 4, Краснокаменский, Нерчинский, Ононский, Читинский, Петровск-Забайкальский, Чернышевский по 1),а 12 – к административной по ст. 19.7 КоАП РФ (Дульдургинский – 6, Агинский - 4, Оловяннинский и Читинский по 1).

По представлению Петровск-Забайкальского межрайпрокурора 2 должностных лица органов местного самоуправления привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушение сроков рассмотрения протестов на Уставы сельских поселений «Усть-Оборское» и «Катангарское».

Надзор за законностью уставов муниципальных образований будет продолжен и в 2016 году.

(Информацию предоставила старший помощник прокурора края Ирина Тверскова)



Ссылка на текст новости: http://procrf.ru/news/388054-ustavyi-munitsipalnyih-obrazovaniy-nahodyatsya.html

Ссылка на первоисточник: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_75news/2016/01/26/32764.html