Главная » Северо-Западный федеральный округ » Калининградская область
02 ноября 2011 года
Прокуратурой области проанализирована практика прокурорского надзора в сфере защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Материалы прокурорских проверок свидетельствуют о том, что ни в одном из органов местного самоуправления области, осуществляющем функции по опеке и попечительству, не выполняются в полном объеме возложенные на них обязанности, вследствие чего гарантированные государством права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повсеместно нарушаются.
Только в сфере жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прокурорами городов и районов в текущем году выявлено 216 нарушений закона, внесено 31 представление, опротестовано 45 незаконных правовых актов, направлено в суды области 39 заявлений (исков), 13 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, предостережено 5 должностных лиц.
По-прежнему продолжают иметь место факты закрепления за детьми непригодного для проживания жилья, принадлежащего опекунам и родственникам, либо коммерческим организациям; отсутствия контроля за состоянием и сохранностью закрепленного за детьми жилья, как муниципального, так и принадлежащего подопечным на праве собственности; непринятия мер к выселению из жилых помещений, закрепленных за детьми, оставшимися без попечения родителей, родителей, лишенных родительских прав, которые приводят занимаемое жилье в непригодное для проживание состояние; отсутствия в ст. х расходов бюджетов органов местного самоуправления денежных средств на ремонт жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, которые являются выпускниками сиротских учреждений.
Так, например, в 1999 году администрацией Гвардейского района за несовершеннолетней сиротой М. в нарушение ст. 60 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент принятия решения, было закреплено жилое помещение, которое не являлось ни государственной, ни муниципальной собственностью.
В 2011 году достигшая совершеннолетия М. после окончания учебного заведения, где она находилась на полном государственном обеспечении, возвратилась в свой поселок.
Не имея возможности заселиться в закрепленное за ней жилье из-за его непригодности для проживания, М. неоднократно обращалась в органы местного самоуправления с просьбой о его ремонте, где получала отказ, мотивированный тем, что закрепленное за ней жилое помещение, не являющееся муниципальной собственностью, не может быть отремонтировано за счет средств местного бюджета.
В результате М. оказалась в безвыходной ситуации, при которой муниципалитет не имел законных оснований для ремонта не принадлежащего ему жилого фонда, а девушка не могла претендовать на внеочередное получение жилья, поскольку имела закрепленное жилое помещение.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В связи с обращением М. в органы прокуратуры был выявлен факт незаконного закрепления за сиротой жилого помещения, ранее принадлежавшего сельскохозяйственному предприятию, в результате чего М. не была своевременно включена в списки детей-сирот, имеющих право на внеочередное получение жилья, что в дальнейшем явилось причиной нарушение ее жилищных прав.
По результатам проведенной проверки прокурором Гвардейского района принесен протест на противоречащий закону правовой акт, в суд в интересах заявительницы направлен иск о возложении на администрацию муниципального образования «Гвардейский район» обязанностей по обеспечению ее жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди.
Ссылка на текст новости: http://procrf.ru/news/2501-zaschita-jilischnyih-prav-detey-sirot.html