Новости Прокуратуры РФ

Главная » Сибирский федеральный округ » Алтайский край

Дети войны - Захарченко Людмила Ильинична

07 мая 2021 года


Захарченко Людмила Ильинична проходила службу в органах прокуратуры Красноярского края с июня 1974 года по июль 1978 года и Алтайского края с июля 1978 года по июнь 1996 года в должностях следователя, помощника, старшего помощника прокурора района.

За добросовестное выполнение обязанностей и положительные результаты работы неоднократно поощрялась приказами прокурора края, прокурора РСФСР, СССР. Награждена медалью «Ветеран прокуратуры».

Из ее воспоминаний. «Родилась 22 июня 1936 года в г. Бийске. Ясно, что в тот роковой день 1941 года мне исполнилось 5 лет. Моя семья: мать, отец и я проживали в г. Бийске по ул. Заводской 24а.

В то воскресенье, по-летнему жаркое, семья и родственники собрались отметить мой праздник. Во дворе был накрыт стол среди клумб цветочных и все весело праздновали! Вечером папа пошел встречать нашу корову из табуна (тогда все почти имели коров и паслись они в общем стаде, был пастух, которому отдавали определенную плату за сезон). К вечеру как-то погода жаркая, тяжелая стала, похожа, как перед затмением Солнца, нависла в воздухе непонятная тяжесть. И тут, подгоняя корову к калитке у ворот, папа кричит маме: «Катя, иди включай скорей радио, говорит Молотов, на нас напал Гитлер—война». Гости стали расходиться, кто-то зашел с нами в дом, и включив радио - «черную тарелку», все слушали Молотова и плакали, что пришла беда! Мама быстро собрала посуду, даже мыть не стала, отложила на утро. А потом, 23 июня папе уже принесли повестку из военкома о прибытии на сборный пункт (в помещении драмтеатра). Папа был рождения 02 августа 1908 года. Так папа ушел на пункт, а после 3-х дней вернулся домой, т. к. получил «бронь» (в январе 1941 года у него была операция по поводу прободной язвы желудка).

Работал папа сначала писарем при военкомате, располагавшемся по ул.Заводской, а потом был зав. базой, располагавшейся в Успенском соборе и в Покровской церкви в Заречье, принимал грузы, которые шли из Монголии (в основном тюки шерсти), так что доводилось видеть, как зимой ч/з р. Бия шел караван верблюдов с тюками по бокам.

Тем временем, в основном женщин, собирали пока было тепло, работники «Осовиахим» (может не так помню это слово) и объясняли складывающуюся обстановку на фронтах и как быть, если прозвучит тревожная сирена.

Сразу же этим летом в г. Бийск стали прибывать эвакуированные. У нас в доме несколько дней жила семья из г. Киева, а потом их вывезли в село; ежедневно мы, ребятишки, бегая по улице, видели как из деревень приезжали подводы и на них увозили эвакуированных в села.

Пришла зима, продуктов в магазинах не было, но только знаю, что хлеб давали по карточкам, которые разносила «квартальная». Зимой мама с соседками, вооружившись санками, отправлялись в ближние деревни. Свои вещи хорошие: обувь, одежду - всё обменивали на картошку, лук. Со своего маленького огорода в 2 сотки могли иметь только немного овощей, из них в русской печи в чугунке получались «паренки», вот мы их и кушали, да корова давала молоко. Это было спасение. Но мама ещё умудрялась «излишки» продать, а на вырученное купить на базаре что-то одно из трёх: 1 кг. муки, булка хлеба или сколько-то картошки. Дров не было где купить, потому сожгли все заборы, тротуары.

В 1943 году я пошла в 1 класс, училась в школе №15. Зимой совсем топили школу мало, было так холодно, что, теперь не передать. Учились писать на книгах, которые были у кого дома, а если не было, то на старых газетах. Теперь 2-х зданий шк. №15, где я училась (по ул. Л. Толстого, и ул. Ленина), уже нет, стоит одна 2-х этажная по ул. Л. Толстого. Каждый день в школе нам давали по маленькой серой булочке и 1 чайной ложке сахара. О себе скажу, что булочку съедала, а, сахар копила в сшитый специально мешочек. К тому времени мама очень болела, врачи прописывали сладкое (болела печень), а где его взять? В 1944 году к Новому году я (училась на «5») получила в школе подарок, в котором были постряпушки - разные прянички да ещё из белой муки. Такая была радость! Надо сказать, что наши родители (те семьи, с которыми общались) всегда к Новому году украшали елку и все ходили друг к другу. А угощение было у всех одинаковое, мамы пекли пирожки, которые как-то приспосабливались корочки сделать из картошки, а начинка была из свеклы, моркови, ягод облепихи. Вместо сахара была патока, которую могли купить на базаре. Нам все равно по-детски было весело, водили круг, «каравай», рассказывали стишки.

9 мая 1945 года - День Победы. Как мы были этому рады, все бежали к площади у старого Универмага и сквера, играла музыка, все танцевали, смеялись и плакали от радости! А потом чуть не каждый день я с моим двоюродным братом (он с 1935 г.) бегали на ж/д вокзал встречать поезд с нашими дорогими победителями. Так однажды и встретили отца моего брата (он всю войну водил машину ЗИС-5, был в блокадном Ленинграде, ездил по Ладоге). Рассказов у него было много о войне. Привез он сахарин (какой он был сладкий, комочками - как рафинад и ещё привез материи, которые им позволили забрать как победителям). Так что шили платьица мне и моей сестре из заграничной шотландки. Вроде так взрослые говорили.

Не дай Бог повторения подобного нашим внукам и правнукам!»



Ссылка на текст новости: http://procrf.ru/news/2439115-deti-voynyi---zaharchenko.html

Ссылка на первоисточник: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_22https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_22/mass-media/news?item=61607774