Новости Прокуратуры РФ

Главная » Сибирский федеральный округ » Алтайский край

Дети воны - Зарубина Лидия Ивановна

06 мая 2021 года


Зарубина Лидия Ивановна родилась 18 июля 1931 года, пенсионер прокуратуры с 1995 года, ветеран труда, член ветеранской организации прокуратуры края.

Проходила службу в органах прокуратуры с августа 1956 года в должностях следователя, помощника прокурора района, прокурора отдела прокуратуры края по надзору за рассмотрением уголовных и гражданских дел в суде, старшего прокурора организационно-контрольного отдела.

Ее стаж включает более 30 лет службы в органах прокуратуры.

За добросовестное отношение к служебным обязанностям, инициативу и достигнутые положительные результаты в работе неоднократно поощрялась приказами Генерального прокурора СССР, прокурора Грузинской ССР, прокурора Алтайского края. Награждена знаком отличия «За верность закону» I степени, медалями «Ветеран труда», «Ветеран прокуратуры», «За заслуги перед обществом».

Из ее воспоминаний о детве в годы войны. «Жили трудно, особенно хотелось хлеба. За ним мы стояли в очереди вместе с мамой, отходить было нельзя. Мама сильно страдала за нас, что мы простудимся, не выспимся, не подготовимся к школе. И лишь только зимой, когда были лютые морозы 40 градусов и выше, все возмутились и тогда перекличку стали делать в 10 вечера и в 6 утра. Пока хлеб донесешь до дома, половину съешь, но нас мама за это не ругала.

Но вот стали получать похоронки, получили и мы на 3- х наших дядей. Это было страшное горе для нас, мы их очень любили. Мы были детьми и не понимали, что такое война. Но тут мы как-то сразу повзрослели и стали понимать, что на войне убивают. Маму мы часто заставали в слезах, и она всегда говорила нам, что это то от лука, то соринка в глаз попала.

Но жизнь шла вперед, я училась в 3-4 классах. Наша учительница была симпатичной и замечательной женщиной. У нее было двое малолетних детей и муж пропал на фронте без вести, но свое горе она не переносила на нас, она была с нами веселой. Как только приходили в школу она всегда говорила: «Ребята учитесь хорошо, этим будете помогать отцам, братьям на фронте. Сегодня они опять погнали врагов назад». И мы ей верили.

Она руководила художественной самодеятельностью и водила нас выступать в госпиталь. Те, кто мог, нам аплодировали и кричали нам «Молодцы!». И мы гордились и радовались этому. Часто после самодеятельности раненные нас подзывали к себе, обнимали, плакали и целовали.

Летом наши начальные классы возили в Научный городок для прополки овощей, гречихи. Там мы жили в бараках, спали на деревянных топчанах покрытых соломой. Нас там кормили, а каждое воскресенье возили домой, чтобы помыться и привести в порядок волосы. Тогда была большая вшивость, чесотка.

Где-то в 4-м классе я была командиром Тимуровской команды. Нас было по пять мальчиков и пять девочек. Помню, что нас закрепили по уходу за женщиной, женой военнослужащего. Проживала она в офицерском доме по проспекту Ленина. Она сильно болела и не могла вставать, а у нее было двое малолетних детей 2 и 4 года. В их комнате стояла какая-то высокая печь. У каждого из нас было свое здание. Мальчики заготавливали дрова и растапливал печь. Я мыла детей, Таня Фефелова варила им супы и кашу. Гера Попова и Галя Соловьева мыли пол и помогали мыть детей. Из мальчиков помню только Володю Старченко и Рому Усатого эвакуированного из Ленинграда. Я помню, что он очень хорошо играл на скрипке, чем оживлял нашу художественную самодеятельность.

В начале 1943 года отец вернулся с фронта. Он был на Ленинградском фронте. Многие погибли. Чтобы выжить ели умерших лошадей. После освобождения всех отправили домой. Солдаты были истощены.

Когда папа приехал, мы его не узнали, просто были кости, обтянутые кожей. Он пришел домой где-то часов в 11 ночи, а спать легли к утру. Это была незабываемая встреча. Он плакал, обнимал, целовал, смеялся, от того, что все-таки врага прогнали, что он живой, раз видит детей, жену, и даже не верил, что это случилось.

Когда он снял рубашку, господи, как мы испугались. Все его тело было в каких-то красно-синих полосах, в шрамах и нарывах от мелких ранений пулями. Несмотря на тяжелое время жизни, все и взрослые, и дети ждали конца войны. И какое было счастье, когда объявили, что война закончилась нашей Победой! Все жители улицы собрались и плакали от радости. В этот день многие получили похоронки и их слезы были от горя. Этот день я никогда не забуду, как не забуду тех, кто погиб.»



Ссылка на текст новости: http://procrf.ru/news/2438760-deti-vonyi---zarubina.html

Ссылка на первоисточник: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_22https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_22/mass-media/news?item=61574829