Новости Прокуратуры РФ

Главная » Центральный федеральный округ » Главная военная прокуратура

Сегодня исполнилось 200 лет со дня рождения выдающегося государственного деятеля России и первого в ее истории Главного военного прокурора Владимира Дмитриевича Философова

15 июля 2020 года


Владимир Дмитриевич Философов внес огромный вклад в развитие военного права, формирование системы органов военной юстиции, подготовки для нее профессиональных кадров и стал первым Главным военным прокурором в истории России, прослужив на этом ответственном посту более 14 лет.

Родился Владимир Дмитриевич 15 июля 1820 года в Псковской губернии. Его семья принадлежала к старинному дворянскому роду, который ведет свое начало от Марка Христофора Философа – выходца «от пределов» Македонии, который, по преданию, появился на Руси в Х веке вместе с византийским посольством при великом князе Владимире Святославовиче (Крестителе) и за свою службу получил от него титул «муж честен».

«Несмотря на давность своего рода, на то, что многие предки их занимали высокопочетные места при древних князьях и царях, их нельзя было причислить к аристократии придворного круга... Это был тот класс, к которому принадлежали все главнейшие деятели русской культуры XVIII и XIX столетий», - размышлял А.Н. Бенуа, хорошо знавший «псковскую» ветвь Философовых, в своей книге «Мои воспоминания».

Отец В.Д. Философова, Дмитрий Николаевич, с одной стороны, типичный помещик того времени. В то же время, он не жалел денег на благоустройство своего имения Богдановское, превратив наконец в «земной рай» один из уголков Новоржевского уезда Бежаницкой волости Псковской губернии. В просторном доме было много прекрасных картин, книг, статуй и бронзы, привезенных из частных поездок за границу.

Воспитанием и обучением Владимира Философова первоначально занимался просвещенный гувернер-француз Дебосс. Получив в домашних условиях разносторонние знания по литературе, истории, математике, географии, мифологии, Владимир продолжил свое образование в Императорском училище правоведения.

Атмосфера благородства, дух справедливости в училище правоведения вырабатывали у его воспитанников самоотверженность и честность, прививали им чувство законности, уважение к человеку, что позволяло готовить из них будущих министров, превосходных дипломатов, крупных губернаторов, других царских сановников, великолепных юристов.

Здесь юноша приобрел не только поистине энциклопедические знания по гуманитарным и естественным наукам, но и развился высоко духовным человеком, пробудив в себе огромный внутренний деятельный и творческий потенциал.

Окончив в 1841 году это учебное заведение, Владимир Философов поступил на государственную службу в Канцелярию Правительствующего Сената в звании титулярного советника.

Вскоре по своей инициативе он принял участие в ревизии Восточной Сибири, проводимой Сенатом. Годы, проведенные в командировке в Сибири, стали периодом напряженной работы по выявлению и расследованию многих злоупотреблений, лихоимств и казнокрадств местных властей.

После сибирской ревизии, длившейся более четырех лет, В.Д. Философов награждается орденом Святой Анны III степени и приглашается на службу в Министерство юстиции сначала редактором отделения, а затем его управляющим. В 1847 году ему присвоен чин надворного советника, а вскоре – коллежского.

В 1850 году он вновь переведен на службу в Правительствующий Сенат и назначен на должность чиновника за обер-прокурорским столом. Уже через год за заслуги он награжден орденом Святой Анны II степени, а еще через год произведен в чин статского советника. В 1853 году Философов назначается на ответственный пост обер-прокурора департамента Сената и вскоре получает из рук Царя орден Святой Анны I степени с императорской короной.

В 1855 году ему поручается выполнение обязанностей церемониймейстера при погребении умершего императора Николая I.

Вступивший на престол новый монарх Александр II назначил 5 сентября 1856 года В.Д. Философова Генерал-аудитором Военного министерства и произвел его в действительные статские советники. С этого момента вся его жизнь была полностью посвящена военно-юридическому делу.

Обстоятельно изучив сложившееся в войсках и на флоте положение с военно-юридическим администрированием, новый и последний Генерал-аудитор пришел к неутешительным выводам и вскоре понял, что без кардинальных изменений военно-судебной части, «столь важной по своему влиянию на нравственное состояние войск», не обойтись.

В качестве первоочередной задачи по реформированию всей военно-юридической системы государства он определил необходимость объединения уголовного и процессуального законодательств, разительно отличавшихся в армии и в гражданском обществе. Исключения и отступления в военном праве из общего законодательства, как он полагал, могут допускаться лишь там, где это вызывалось действительными особенностями воинского быта и строя.

Кроме того, отправной точкой в реализации своих замыслов Владимир Дмитриевич определил укрепление вверенных ему военно-судебных учреждений, в которых была только треть юридически подготовленных профессиональных чиновников, прежде всего, путем пополнения квалифицированными юристами.

В этой связи в 1857 году по его инициативе создается особый комитет по разработке проекта положения о преобразовании системы подготовки военно-юридических кадров. Проведенная Философовым работа была одобрена царем и поощрена двумя тысячами рублей серебром.

Впоследствии все смогли убедиться, что старые аудиторские кадры военного ведомства, в основном, состоявшие из кантонистов, прошедших, в основном, общую образовательную подготовку и имевших, как правило, только писарские навыки, существенно уступали в профессионализме пришедшим им на смену молодым просвещенным и юридически образованным выпускникам новых военно-юридических учебных заведений.

В 1860 - 1867 гг. В.Д. Философов, оставаясь в должности Генерал-аудитора, одновременно являлся членом консультации министерства юстиции, активно занимаясь проводимой в стане судебной реформой.

С приходом в 1861 году нового военного министра графа Д.А. Милютина, оказавшегося единомышленником Философова, резко оживилась работа по обновлению всей военно-судебной системы, осуществляемой вместе с общими военными реформами.

В первых же документах, подготовленных В.Д. Философовым в рамках военно-судебной реформы, появилось предложение о создании в войсках «особых прокуроров», безоговорочно принятое и одобренное Императором.

Разработанный при личном участии Владимира Дмитриевича Военно-судебный устав учредил в русской армии военно-прокурорский надзор, главное предназначение которого заключалось в «наблюдении за охранением законов».

После преобразования Аудиторского департамента Военного министерства в Главное военно-судное управление его начальником становится В.Д. Философов, а 1 сентября 1867 года высочайшим повелением он назначается Главным военным проку­рором.

Четырнадцатилетний период его деятельности в этих должностях оказался самым созидательным.

Под его руководством также были составлены: Воинский устав о наказаниях (своего рода уголовный кодекс в части воинских преступлений) – в 1868 году, Дисциплинарный устав – в 1869 году, Устав воинской повинности – в 1874 году.

В порядке законодательной инициативы, которой в то время обладал Главный военный прокурор, он внес более 30 законопроектов. Еще раньше, во многом благодаря его усилиям, была создана Военно-юридическая академия. Владимир Дмитриевич, стараясь ввести в армию гуманные начала вместе с военным министром Д.А. Милютиным добился запрета наиболее жестоких телесных наказаний военнослужащих (отменялись шпицрутены, плети, кошки).

Особая заслуга Владимира Дмитриевича заключается в практической организации военно-прокурорского надзора и успешное осуществление коренных преобразований военных судов.

Неслучайно Александр III в своем рескрипте по случаю 50-летия служебной деятельности Владимира Дмитриевича отметил личный вклад на этом направлении государственной деятельности как самый важный.

В.Д. Философов, проявив «неуемное упорство», объехал практически все войска на территории Империи, которая тогда занимала шестую часть суши, простираясь от Германии до Аляски[1], от Афганистана до Заполярья. Сам открывал Петербургский, Московский, Варшавский, Виленский, Киевский, Одесский, Харьковский, Казанский военно-окружные суды и подразделения военно-прокурорского надзора.

При создании новых органов военной юстиции он закладывал принципы единства их статуса и самостоятельности, отделения суда от командования, органов обвинения от администрации и суда, максимального сокращения судебных инстанций и несменяемости судей, неустанно заботился о независимости военного прокурора от воинского начальства.

Результаты происшедших преобразований в 70–80-х годах XIX века, у истоков которых стоял В.Д. Философов, предвосхитили ожидания и привели к появлению нового военного суда, основанного на началах гласности и состязательности, зарождению наиболее эффективного института надзора за исполнением законов. Существенно был изменен порядок предварительного следствия и судопроизводства дел в отношении военнослужащих. В сравнении с дореформенным периодом он был значительно упрощен и стал более доступным. Введенная система доказательств была основана на теории свободной их оценки по «внутреннему убеждению и совести судей». Провозглашались некоторые гарантии «по охране прав личности».

Благодаря введенному надзору за предварительным следствием повысились эффективность борьбы с преступностью в армии, качество и оперативность предварительного расследования.

Новая правоохранительная структура, зародившаяся во многом благодаря усилиям В.Д. Философова, выдержала исторические изломы и успешно функционировала в неизменном виде до ноября 1917 года.

Философов часто привлекался к решению оперативных и острых вопросов, которые доверялись Государем узкому кругу лиц.

О значимости роли Главного военного прокурора в государственных делах свидетельствует и то обстоятельство, что во время нахождения императора в летней резиденции В.Д. Философов еженедельно получал от него из Ливадии по три-четыре телеграммы, на которые исправно сообщал свое мнение.

В.Д. Философов освобожден от должности Главного военного прокурора 5 сентября 1881 г. и назначен членом Государственного Совета с присвоением чина действительного тайного советника.

Принимая во внимание заслуги и постоянную заботу о развитии образования, а также о реорганизации Военно-юридической академии и всего военно-судебного ведомства, 21 октября 1881 г. император назначил В.Д. Философова почетным членом Академии.

В.Д. Философов, сутью жизни которого было служение Отечеству и преданность делу, с прежней энергией продолжал заниматься службой. Даже квартира его находилась том же здании, где и место работы.

В течение последующих 13 лет он плодотворно продолжал трудиться в департаменте Госсовета, ведавшем вопросами юстиции, полиции и Синода.

За свои труды и заслуги В.Д. Философов удостоен многих наград. Его мундир, помимо упомянутых орденов Святой Анны I, II и III степеней, украшали ордена Святого Александра Невского, Святого Владимира I степени, Святого Станислава I степени. Он был награжден большой коронационной медалью и бриллиантовым перстнем с сапфиром, пожалован поместьем в Царстве Польском, несколькими тысячами рублей серебром, отмечен множеством именных знаков. Имел почетное звание статс-секретаря, дававшее ему право личного доклада Императору.

17 июня 1891 года император Александр III собственноручно написал: «Владимир Дмитриевич. Пятьдесят лет тому назад, по окончании курса в Императорском училище правоведения, Вы поступили на государственную службу в Канцелярию Правительствующего Сената и на первых же порах откомандированы были в распоряжение Сенатора, ревизовавшего Восточно-Сибирские учреждения. Вернувшись четыре года спустя из означенной командировки, Вы продолжали службу в Министерстве юстиции и в Правительствующем Сенате, исправляя обер-прокурорские обязанности.

В 1856 году состоялось назначение Ваше Генерал-аудитором Военного министерства.

В должности этой, переименованной впоследствии в должность начальника Главного военно-судного управления, Вы явили неусыпные попечения о вверенной Вам важной отрасли заведывания, причем непосредственным руководством и личными трудами в значительной мере содействовали осуществлению предпринятых в военно-судебных установлениях коренных преобразований. Назначив Вас в 1881 году членом Государственного Совета с позволением присутствовать в Департаменте гражданских и духовных дел, я рассчитывал на Ваше испытанное трудолюбие и просвещенную опытность, и Вы вполне оправдали эти ожидания отлично усердным и добросовестным исполнением лежащих на Вас обязанностей и особых, возлагаемых на Вас поручений.

С удовольствием обозревая пройденное Вами продолжительное служебное поприще, Я с изъявлением Моей признательности Всемилостивейше жалую Вас кавалером Императорского Ордена Святого Равноапостольного Князя Владимира I степени, знаки коего при сем препровождаются.

Пребываю к Вам неизменно благосклонный Александр».

В начале 1881 года члены Главного военного суда ходатайствовали через Военного министра перед императором об увековечении памяти Философова, в зале Главного военного суда был размещен его портрет.

24 ноября 1894 года на 75 году жизни Владимир Дмитриевич скончался и был похоронен в фамильном склепе своего земельного владения.

В Главной военной прокуратуре в память о В.Д. Философове – первом Главном военном прокуроре, выдающемся государственном деятеле, незаурядном юристе, истинном патриоте и гражданине своего Отечества –установлен его бюст.


[1] В 1867 году Аляска была продана Правительством России Соединенным Штатам Америки. 18 октября состоялась ее передача.



Ссылка на текст новости: http://procrf.ru/news/2343636-segodnya-ispolnilos-200-let.html

Ссылка на первоисточник: https://gvp.gov.ruhttp://gvp.gov.ru/gvp/news/view/3461