Новости Прокуратуры РФ

Главная » Сибирский федеральный округ » Республика Тыва

Верховный Суд РФ не усмотрел оснований для отмены или изменения постановления Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа о признании обоснованным и законным представление прокуратуры Республики Тыва, внесенное в Управление федерального казначейства региона о нарушениях при санкционировании операций на общую сумму более 6 млн рублей

29 мая 2020 года


Реализация республиканской адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда со 2-го полугодия 2017 года находится на особом контроле прокурора республики.

С указанного периода органами прокуратуры выявлены и пресечены факты заключения незаконных дополнительных соглашений об изменении сроков выполнения работ и объемов финансирования, переводов денежных средств через коммерческие банки, а также пресечено бездействие контролирующих органов по строительству и финансовому контролю.

С апреля 2018 года в регионе на основании распоряжения Правительства РФ от 27.04.2018 № 800-р введено казначейское сопровождение расходования бюджетных средств, поступивших по республиканской адресной программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Инициатором принятия такого решения выступила Генеральная прокуратура РФ, изучив доклад прокуратуры республики о многочисленных нарушениях в регионе, возбужденных уголовных делах по хищениям бюджетных средств, нарушенных сроках выполнения государственных контрактов в связи с заключением дополнительных соглашений к государственным контрактам в части изменения срока и порядка оплаты.

При осуществлении последовательного надзора за исполнением возложенных на Управление федерального казначейства по Республике Тыва (далее - УФК) полномочий, прокуратурой республики в конце 2017 года выявлено незаконное перечисление денежных средств подрядчику по государственному контракту на приобретение 40 жилых благоустроенных помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Проверка показала, что в УФК от ГКУ РТ «Госстройзаказ» и ООО «Мегастрой» представлены дополнительное соглашение к государственному контракту, акты выполненных работ формы КС-2 № 1,2,3 и справка о стоимости выполненных работ формы КС-3 № 1, которые не относятся к документам, подтверждающим возникновение у сторон государственного контракта бюджетных и денежных обязательств. В силу императивных норм федерального законодательства, такими документами в данном конкретном случае являются государственный контракт и акт приема-передачи жилых помещений.

Между тем УФК при поступлении незаконного дополнительного соглашения об изменении порядка оплаты и срока исполнения государственного контракта, а также не предусмотренных контрактом документов (актов выполненных работ КС-2 и справок о стоимости выполненных работ КС -3), меры по проведении контрольных мероприятий, не приняты. В связи с чем осуществлено санкционирование незаконных операций на общую сумму более 6 млн. рублей.

Не согласившись с требованиями прокурора республики, Управление обратилось в арбитражный суд Республики Тыва о признании недействительным представления прокуратуры и его отмене, полагая, что основания отказа в санкционировании спорной операции у УФК отсутствовали, поскольку дополнительное соглашение являлось неотъемлемой частью государственного контракта.

Первично судами первой и апелляционной инстанций (в 2018 году) приняты решения об отказе в удовлетворении требований заявления. Кассационной инстанцией указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд республики. При повторном рассмотрении дела суд первой и апелляционной инстанций поддержали доводы заявления УФК, признав представление прокуратуры республики недействительным.

Однако по кассационной жалобе прокуратуры Республики Тыва от 08.10.2019 Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа 12.12.2019 решение Арбитражного суда республики и постановление Третьего Арбитражного апелляционного суда отменены. Принят по делу новый судебный акт, в соответствии с которым в удовлетворении заявленных требований Управления Федерального казначейства по Республике Тыва о признании недействительным представления прокурора республики отказано.

Далее в кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд РФ, УФК по Республике Тыва просит отменить постановление кассационного суда, ссылаясь на существенное нарушение норм права. По мнению казначейства, суд не учел, что государственный контракт от 16.11.2015 № 30-15 предусматривал внесение промежуточных платежей, для подтверждения соответствующих денежных обязательств ГКУ РТ «Госстройзаказ» акт приемки – сдачи жилых помещений не требовался. Данный акт необходим в случае полного исполнения государственного контракта и производства окончательных расчетов.

С доводами кассационной жалобы Верховный Суд РФ не согласился и указал, что вне зависимости от дополнительных соглашений документом, на основании которого возникло бюджетное обязательство, является государственный контракт, из которого следует, что обязательством ООО «Мегастрой», подлежащим оплате, является передача в государственную собственность жилых помещений. Документом, подтверждающим возникновение денежного обязательства ГКУ РТ «Госстройзаказ», является акт приема-передачи.

В этой связи, Определением Верховного Суда РФ от 24.04.2020 в передаче кассационной жалобы УФК по Республике Тыва для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.

Таким образом, принесенное прокуратурой республики представление признано законным и обоснованным.

С момента вступления в законную силу судебного решения требование прокуратуры исполнены в полном объеме, с сентября 2018 года на территории республики пресечена практика перечисления казначейством денежных средств по незаконным дополнительным соглашениям, а также не предусмотренных контрактами документов.



Ссылка на текст новости: http://procrf.ru/news/2334996-verhovnyiy-sud-rf-ne.html

Ссылка на первоисточник: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_17https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_17/mass-media/news?item=42444290