Управлением Генеральной прокуратуры РФ в Сибирском федеральном округе выявлены нарушения требований лесного законодательства при проверке Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу.
Согласно закону на Департамент возложены полномочия по контролю за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованностью мероприятий, предусмотренных актами лесопатологических обследований. Запрещение или ограничение законодательством России таких мероприятий является основанием для признания их необоснованными и влечет направление территориальными органами Рослесхоза в уполномоченные органы предписания об отмене соответствующих актов обследований или о внесении в них изменений не позднее 20 дней со дня их получения.
Департаментом допускались случаи направления в уполномоченные региональные органы предписаний без указания нормы, содержащей запрет или ограничение предусмотренных этими актами мероприятий. Например, предписания и.о. министра природных ресурсов и экологии Республики Хакасия с требованием об отмене 22 актов лесопатологических обследований Усть-Бюрского, Горячегорского, Саралинского, Табатского, Туимского, Бейского и Абазинского лесничеств направлены без ссылки на нормативный правовой акт, запрещающий или ограничивающий проведение соответствующих мероприятий.
С аналогичными нарушениями внесены предписания руководителям уполномоченных органов в Красноярском крае, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской и Омской областей. При этом фактическим основанием для внесения, к примеру, министру лесного хозяйства Красноярского края предписаний послужило включение в акты лесопатологических обследований мероприятий по рубке лесных насаждений вопреки установленному законом запрету заготовки древесины в лесах, расположенных в ореховопромысловых зонах, и осуществление в защитных лесах деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
В ряде предписаний в качестве основания для отмены актов лесопатологических обследований указано несоблюдение уполномоченным органом пункта 56 «Порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования», утвержденного приказом Минприроды России от 16.09.2016 № 480. Однако приведенная норма возлагает на региональный орган лишь обязанность направлять акты обследования в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. Несоблюдение указанного требования не является основанием для отмены акта лесопатологического обследования.
Причинами допущенных в Департаменте нарушений стали ненадлежащее исполнение его сотрудниками требований федерального законодательства, а также отсутствие должного контроля руководителя структурного подразделения за деятельностью подчиненных.
Заместитель Генерального прокурора России Николай Шишкин во внесенном представлении потребовал принятия мер к устранению допущенных нарушений закона и привлечения виновных к дисциплинарной ответственности. Исполнение требований прокурора находится на контроле.