В 2018 году органы прокуратуры Пензенской области выявили 2 478 незаконных нормативных правовых актов органов местного самоуправления, в том числе 126 уставов муниципальных образований.
В целях приведения их в соответствие с федеральным законодательством принесено 2 318 протестов, внесено 160 представлений. Основная часть актов прокурорского реагирования рассмотрена и удовлетворена, 49 – находятся на рассмотрении.
Типичными нарушениями законодательства, выявляемыми в муниципальных нормативных правовых актах, были нарушения бюджетного, налогового, земельного, градостроительного законодательства, законодательства о предоставлении муниципальных услуг, о муниципальном контроле, муниципальной службе и противодействии коррупции.
Наибольшее количество протестов в отчетном периоде принесено прокурорами на постановления администраций муниципальных образований, которыми утверждены регламенты предоставления муниципальных услуг. Это обусловлено как изменениями Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», так и коррективами «специальных» законодательных актов, регламентирующих оказание таких услуг.
К примеру, в связи с изменениями в законодательстве о социальной защите инвалидов прокуроры Камешкирского, Никольского районов, Нижнеломовский межрайонный прокурор опротестовали положения административных регламентов, устанавливающие требования к помещениям, в которых предоставляются муниципальные услуги, в том числе к обеспечению доступности указанных объектов для инвалидов.
Несвоевременное приведение административных регламентов в соответствие с изменениями законодательства, установившего гарантии реализации прав заявителей при получении ими услуг и правила досудебного обжалования действий и решений органов, должностных лиц, предоставляющих услуги, послужило основанием для принесения на них протестов прокурорами Ленинского района г. Пензы, Башмаковского, Колышлейского, Бековского, Тамалинского, Иссинского и иных районов области.
Прокуроры ЗАТО г. Заречного, г. Кузнецка Бессоновского, Мокшанского районов принесли протесты на административные регламенты предоставления муниципальных услуг в области градостроительства и землепользования в связи с их противоречием положениям Градостроительного и Земельного кодексов РФ и Федеральному закону «О рекламе», поскольку они устанавливали отличные от федерального законодательства сроки выполнения процедур либо перечень документов, необходимых для принятия решения по заявлению о предоставлении муниципальной услуги.
Меры реагирования в отношении административных регламентов предоставления земельных участков в собственность приняты прокурорами и в связи с изменением регионального законодательства о государственной поддержке многодетных семей. Протесты по таким основаниям в текущем году приносились прокурорами Сосновоборского, Иссинского и других районов.
По протесту прокурора Бессоновского района отменен административный регламент предоставления государственной услуги в сфере образования, утвержденный управлением образования района с превышением предоставленных полномочий.
В связи с изменениями федерального градостроительного законодательства подлежали корректировке и муниципальные правила землепользования и застройки, правила благоустройства, положения о публичных слушаниях. Поскольку своевременно это сделано не было, прокуроры Ленинского района г. Пензы, ЗАТО г. Заречного, Вадинского, Городищенского, Лопатинского, Мокшанского, Неверкинского и других районов внесли протесты на такие муниципальные нормативные правовые акты.
Коррективы федерального законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также жилищного и земельного законодательства стали причиной принятия мер реагирования в отношении нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах (порядки и административные регламенты осуществления муниципального контроля). Протесты на такие акты приносились в текущем году прокурорами г. Кузнецка, Вадинского, Пензенского, Сердобского, Башмаковского, Сосновоборского и других районов области.
В анализируемом периоде выявлялись и другие незаконные муниципальные нормативные правовые акты, в связи с чем прокуроры принимали по ним исчерпывающие меры реагирования.