В данной сфере полномочиями наделены органы власти всех уровней. В частности, в компетенцию органов местного самоуправления входит принятие мер по развитию массовой физкультуры и спорта, разработка соответствующих программ.
Между тем, прокурорские проверки показали, что не везде такие программы имелись (например, в ряде сельских поселений в Ольхонском, Чунском, Зиминском, Баяндаевском районах). В некоторых случаях принятые программы не подкреплены финансово, что препятствует достижению поставленных в них целей.
Не везде администрации детско-юношеских спортивных школ анализирует эффективность деятельности секций, потребность и заинтересованность несовершеннолетних в определённых видах спорта не устанавливается, что косвенно влияет на процент вовлечённости детей и подростков в занятия спортом.
Учитывая, что несовершеннолетние занимаются физкультурой не только в учреждениях, но и на городских (районных, дворовых) спортивных площадках, прокурорами в ходе проверки уделено внимание этим объектам. Установлено, что не всегда имеющееся на таких площадках оборудование и сооружения отвечают требованиям безопасности. Нередко это является следствием того, что имущество не принято в муниципальную собственность, контроль за его состоянием не ведётся, надлежащее содержание не осуществляется.
Например, не были включены в реестр муниципального имущества «Скейт–парк» в микрорайоне Солнечный, корты на б. Постышева, в мкр. Топкинский, Радужный, Университетский и по другим адресам г. Иркутска. По результатам рассмотрения мер прокурорского реагирования приняты меры к приёму указанных объектов в муниципальную собственность и дальнейшему их ремонту.
При проверках ДЮСШ выявлялись нарушения при приёме детей в спортивные секции (без медицинских заключений о возможности занятия спортом), их отчислении (на основании только телефонных звонков от имени родителей), допуске к работе с детьми тренеров (без справок об отсутствии судимости либо в отсутствие специального образования).
Кроме того, устанавливались нарушения противопожарного, санитарно-эпидемиологического, антитеррористического законодательства.
В рамках данной проверки уделено внимание организации досуга несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на профилактических учётах, находящихся в социально опасном положении. Результаты проверочных мероприятий свидетельствуют о распространенности нарушений законодательства в этой части.
Несмотря на то, что учреждения физкультуры и спорта в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» входят в систему органов и учреждений профилактики, зачастую данные организации не выполняют или выполняют не в полной мере обязанности по работе с несовершеннолетними указанной категории.
Повсеместно прокурорами установлено, что перспективное и текущее планирование, в соответствии с которыми строится работа данных организаций, секций, кружков не содержит мероприятий по проведению индивидуальной и массовой работы с несовершеннолетними, состоящими на профилактическом учёте, находящимися в социально опасном положении.
Во многих школах действуют спортивные секции, призванные, наряду с другими видами дополнительного образования, обеспечить внеурочную занятость учащихся. Вовлекаются в работу секций и «трудные» подростки, однако фактическая посещаемость ими занятий не проверяется, причины пропусков не устанавливаются и не анализируются. В некоторых территориях вовлечённость таких несовершеннолетних в занятия физкультурой и спортом крайне низка.
Недостатки в указанной сфере выявлены в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. В частности, не всегда рассматриваются на заседаниях комиссий вопросы исполнения законодательства, направленного на обеспечение здорового образа жизни детей, организацию их занятости, развитие физической культуры и спорта, а также эффективности деятельности учреждений физкультуры и спорта. В большинстве случаев конкретные поручения органам системы профилактики в этой сфере не даются, что свидетельствует о неэффективности организации профилактической работы в целом в этом направлении.
Выявлялись прокурорами факты ненадлежащего исполнения обязанностей сотрудниками специальных подразделений органов полиции. В частности, не все инспекторы подразделений располагают достоверными сведениями о фактической занятости проблемных детей; их работа носит нескоординированный характер, взаимодействие органов полиции со спортивными организациями с целью вовлечения подростков «группы риска», детей, проживающих в семьях, находящихся социально опасном положении в занятия спортом не всегда организована; контроль посещаемости детьми данной категории учреждений спорта инспекторами практически не осуществляется.
Всего по результатам проверки выявлено более 500 нарушений закона, для устранения которых городскими и районными прокурорами опротестовано 43 правовых акта, внесено 134 представления, в суд направлено 16 исков.
Необходимые меры также приняты прокуратурой области в адрес уполномоченных органов государственной власти области.