Роль прокурора по делам частного обвинения
В ст. анализируются современное состояние уголовно-процессуального законодательства и судебная практика в части реализации прокурором своих полномочий при производстве по делам частного обвинения. В историческом аспекте рассматриваются вопросы возбуждения дел частного обвинения прокурором и вступления его в возбужденное дело. Обосновывается необходимость повышения роли прокуратуры в уголовном судопроизводстве, в том числе и по делам частного обвинения.
В последние годы в отечественном уголовном судопроизводстве все отчетливее проявляется тенденция ограничения полномочий прокурора. Если в советские времена органы прокуратуры, осуществляя высший государственный надзор за законностью в стране, не только поддерживали обвинение в судах, но и надзирали за органами дознания и предварительного следствия, контролировали исполнение законов судами, проверяли работу судебных органов, то ныне полномочия прокурора в уголовном процессе существенно ограничены. Полномочия прокурора, содержащиеся в УПК РФ, в юридической литературе традиционно «делят на три группы: 1) направленные на выявление нарушений закона; 2) направленные на устранение нарушений закона; 3) направленные на предупреждение нарушений закона». Все они отражают функции, которые возложены на органы прокуратуры.
Современный российский прокурор фактически утратил свою давнюю функцию надзора за судами. В уголовном судопроизводстве он теперь лишь осуществляет функции надзора за органами дознания, уголовного преследования, поддержания государственного обвинения в суде. Значительная часть полномочий прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса отошла иным органам, в том числе Следственному комитету РФ, судам. Эти изменения, как правило, объясняются дальнейшим разделением труда, специализацией правоохранительных органов, формированием и становлением судебной власти в России, иными причинами. Между тем в современных условиях в силу вполне объективных причин требуется расширение и ужесточение прокурорского надзора за всеми сферами деятельности, а также ветвями государственной власти в целях повышения законности.
Действующий ныне Уголовно-процессуальный кодекс РФ (далее — УПК РФ), в отличие от предыдущих УПК нашего государства, иначе регламентирует статус прокурора, его полномочия в уголовном процессе при производстве по делам частного обвинения, существенно сузив компетенцию прокурора. Прокурор, согласно действующему УПК РФ, не наделен правом возбуждения дел подобной категории и вынужден выступать в роли простого статиста, переправляя такие материалы органам предварительного расследования или мировому судье.
Для определения реальной роли прокуратуры в механизме современного Российского государства, ее положительного имиджа по поддержанию законности рассмотрение вопроса о полномочиях прокурора в уголовном судопроизводстве должно быть комплексным. Комплексный подход к вопросу о расширении полномочий прокурора в уголовном судопроизводстве предполагает изучение его в историческом аспекте.
Если вспомнить Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1922 г., то ст. 9 прямо возлагала на прокуратуру обязанность возбуждать уголовное преследование перед судебными и следственными органами по-всякому совершившему и подлежащему наказанию преступлению. Причем в ст. 10 УПК РСФСР прокурор наделялся правом вступления в дело частного обвинения, если это будет признано необходимым в целях охраны публичного интереса. В подобных случаях поддержание обвинения принадлежало только прокурору, а дело не могло прекращаться в случае примирения потерпевшего с обвиняемым. Данному историческому периоду была свойственна повышенная роль прокурора в судьбе дел частного обвинения при защите интересов трудящихся, что оправдывалось классовой борьбой. При этом в комментариях к УПК РСФСР отмечалось, что «для государства нет оснований отказываться от возбуждения любого уголовного дела, поскольку оно в конкретном случае затрагивает интересы трудящихся».
УПК РСФСР 1961 г. в ч. 3 ст. 27 существенно уточнял обстоятельства, при которых прокурор мог возбудить уголовное дело, преследуемое в порядке частного обвинения, или вступить в возбужденное уже дело. Наряду с общественной опасностью преступления, преследуемого в порядке частного обвинения, в зависимости от существа, содеянного виновным либо в зависимости от общественной опасности лица, совершившего данное преступление, в том числе и вследствие неоднократного совершения подобных преступлений, прокурор мог возбудить уголовное дело частного обвинения и при отсутствии жалобы потерпевшего. Кроме того, прокуратура стояла на страже интересов лиц, которые в силу зависимого от виновного положения или вследствие физических, или психических недостатков либо по иным причинам не могли сами защитить свои права и интересы. То есть постепенно прокуратура по делам частного обвинения перешла от защиты интересов трудящихся к защите интересов слабых и неспособных самостоятельно защитить себя.
При этом по вопросу правовых последствий возбуждения уголовного дела за преступление, преследуемое в порядке частного обвинения, либо вступления прокурора в дело частного обвинения разгорались бурные дискуссии, в том числе на страницах периодических изданий. Одни ученые утверждали, что при вступлении прокурора в уголовное дело на стадии судебного разбирательства оно теряет свой частный характер. Другие считали, что при вступлении в дело прокурора оно не утрачивает своей частной природы, поскольку было возбуждено по инициативе частного обвинителя и закон ничего не говорил о допустимости прекращения дела за примирением сторон. Данная дискуссия после внесения изменений в УПК РФ в 2007 г. перешла в иную плоскость применительно к следователям и дознавателям.
Теперь, когда правом возбуждения дел о преступлениях, преследуемых в порядке частного обвинения, наделены руководитель следственного органа, следователь и дознаватель, роль прокурора на стадии возбуждения уголовного дела свелась лишь к даче согласия или отказу в согласии дознавателю на возбуждение такого дела. Однако прокуроры при даче согласия дознавателю на возбуждение уголовного дела частного обвинения должны также проверять наличие особых условий, позволяющих возбуждать такие дела. В частности, подлежит выяснению «зависимое» или «беспомощное» состояние лица, в отношении которого совершено преступление, а также «иные причины», не позволившие этому лицу защищать свои права и законные интересы.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в Постановлении от 29 июня 2010 г. № 17 «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве», к таким случаям относятся, например, материальная и иная зависимость потерпевшего от лица, совершившего преступление. К лицам, находящимся в беспомощном состоянии, могут быть отнесены, в частности, тяжелобольные и престарелые, малолетние дети, лица, страдающие психическими расстройствами, лишающими их способности правильно воспринимать происходящее.
Право прокурора вступать в дело частного обвинения на этапе судебного производства законом прямо не предусмотрено. По таким делам, рассматриваемым в суде, прокурор участвует только и исключительно как государственный обвинитель, т.е. реализует единую публично-правовую роль, возложенную на него законом в судебном разбирательстве уголовных дел. Данная позиция изложена в ч. 2 ст. 246 УПК (в ред. Федерального закона от 05.06.2007 № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон "О прокуратуре РФ"» (далее — Закон № 87-ФЗ)), согласно которой участие государственного обвинителя обязательно в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частнопубличного обвинения, а также при разбирательстве дела частного обвинения, но при условии, что оно было возбуждено следователем либо дознавателем с согласия прокурора. Однако в УПК РФ не разъясняется, возложена ли на прокурора в данном случае обязанность доказывания и как она распределяется между ним и потерпевшим. Возникают справедливые вопросы у правоприменителей. Каковы правовые последствия несогласия прокурора с предъявленным обвинением? Вправе ли он отказаться от него и как в этом случае могут быть защищены права потерпевшего? Может ли представление прокурора стать основанием для ухудшения положения обвиняемого в случае обжалования решения по делу при согласии частного обвинителя с вынесенным решением? Ответы на них должен дать законодатель либо Пленум Верховного Суда РФ.
Исходя из принципов уголовного судопроизводства, можно сделать следующий вывод: по делам частного обвинения прокурор поддерживает в суде государственное, а не частное обвинение, идущее от потерпевшего. Не должно быть метаморфоз в статусе прокурора в суде в зависимости от характера уголовного дела, чтобы не превращать прокурора в младшего партнера кого-либо из участников судебного разбирательства, в том числе потерпевшего. Подобное превращение вряд ли будет укреплять авторитет прокурора, тем более что закон и прокурорская этика не допускают этого. Как поборник законности и справедливости, прокурор компетентно и с достоинством должен выполнять обязанности государственного обвинителя, не опускаясь до уровня субсидиарного обвинителя по делам частного обвинения. По таким делам прокурор на досудебном и судебном производстве осуществляет взаимосвязанные функции — уголовного преследования и поддержания государственного обвинения.
Существенно была принижена роль прокурора при осуществлении надзора за органами следствия. Так, после внесения изменений в ст. 37-39 УПК РФ Закона № 87-ФЗ прокурор лишился права на производство следствия и ряда полномочий по надзору за следствием. Затем Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» вновь была изменена редакция ст. 37 УПК РФ, определяющая полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве. Статья дополнилась новым п. 5.1, согласно которому прокурор наделялся правом истребования и проверки законности и обоснованности решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принятия по ним решения в соответствии с УПК РФ. Одновременно ч. 1 ст. 140 УПК РФ была дополнена п. 4, согласно которому поводом для возбуждения уголовного дела стало постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
Таким образом, несмотря на изменения в УПК РФ, которыми ограничены полномочия прокурора, при определении процессуального положения прокурора и его полномочий в уголовном судопроизводстве следует исходить из общих принципов уголовного судопроизводства (ст. 7, 9, 11, 15 УПК РФ), в соответствии с которыми прокурор остается блюстителем законности в любой стадии уголовного процесса. Поддерживая государственное обвинение в суде первой инстанции, давая заключения в апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, прокурор по-прежнему остается представителем органа, осуществляющего надзор за точным и единообразным исполнением законов. Лишь изменяются формы надзора и средства прокурорского реагирования на обнаруженные нарушения закона. Следовательно, закон должен предусматривать единый, четкий и эффективный порядок реагирования прокурора на незаконные и необоснованные решения, принимаемые в стадии возбуждения уголовного дела. Тем более что предстоят изменения закона в связи с введением в УК РФ уголовных проступков, переводом преступлений, преследуемых в порядке частного обвинения, в административные правонарушения.
Войтович Александр Петрович,
прокурор Брянской области,
кандидат юридических наук