По результатам мониторинга действующих нормативных правовых актов в сфере предоставления субсидий прокуратура области выявила нарушения антикоррупционного законодательства и обратилась в суд с двумя административными исковыми заявлениями, в которых содержались требования об исключении коррупциогенных факторов из некоторых постановлений Правительства области.
Так, надзорное ведомство выявило, что в постановлениях Правительства Оренбургской области от 18.06.2008 № 237-п и от 26.10.2012 № 912-п, которыми утверждены Порядок предоставления субсидий из бюджета области на выделение микрозаймов субъектам малого и среднего бизнеса и Порядок предоставления субсидий из бюджета области на выделение микрозаймов организациям, осуществляющим деятельность в сфере кинообслуживания и кинопроката, право принимать решение о предоставлении бюджетных средств незаконно предоставлено конкурсной комиссии.
В силу действующего законодательства полномочиями по предоставлению субсидий из бюджета может быть наделен главный распорядитель бюджетных средств, в рассматриваемом случае – министерство финансов в лице министра.
Передача комиссии, которая не входит в систему органов государственной власти установленных законом полномочий главного распорядителя бюджетных средств не только нарушало требования бюджетного законодательства, но и незаконно снимало с вышеуказанного министерства ответственность за необоснованное предоставление субсидий, нарушение условий их предоставлений.
Добиваясь приведения региональной нормативной базы в соответствие с требованиями федерального антикоррупционного и бюджетного законодательства, прокуратура внесла требования об исключении из нормативных правовых актов коррупциогенных факторов. Однако Правительством области было отказано в их удовлетворении.
Благодаря настойчивости и принципиальности сотрудников прокуратуры, указанный вопрос был решен в судебном порядке.
Оренбургский областной суд удовлетворил в части исковые требования, заявленные прокуратурой области, признав недействующими нормы, наделявшие комиссии несвойственными им полномочиями. Кроме того, суд посчитал необоснованным отсутствие в Порядках такого основания для отказа в предоставлении субсидии как наличие задолженности по уплате страховых взносов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Верховный Суд РФ поддержал позицию прокуратуры и суда, оставив апелляционные жалобы регионального Правительства без удовлетворения.
Решения суда вступили в законную силу.