Органами прокуратуры Тверской области в 1 полугодии 2018 г. принимались меры, направленные на реализацию полномочий, установленных ст. 9.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» и ст. ст. 3, 4 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Проведена антикоррупционная экспертиза 4366 нормативных правовых актов (далее – НПА), 2070 их проектов, по результатам которой выявлено 376 коррупциогенных факторов, содержащихся в 269 НПА, выявлено 46 коррупциогенных факторов, содержащихся в 36 проектах НПА.
В целях их исключения из НПА принесено 250 протестов, внесено 20 требований, в целях устранения коррупциогенных факторов из проектов НПА направлено 36 информаций.
Наибольшее количество коррупциогенных факторов выявлено в НПА исполнительных органов местного самоуправления (249).
Наиболее характерными НПА, содержащими коррупциогенные факторы, являются административные регламенты оказания государственных и муниципальных услуг.
С учетом того, что включение в нормативные акты положений, содержащих коррупциогенные факторы, как правило, связано с несовершенством юридической техники подготовки правовых актов, прокуроры ориентированы на углубленное изучение административных регламентов оказания муниципальных и переданных государственных услуг и правовых актов, регулирующих осуществление разрешительных процедур, правовых актов о бюджете, в том числе на стадии проектов и повторное изучение указанных правовых актов с учетом практики правоприменения.
Наиболее распространенными коррупциогенными факторами в НПА являются:
отсутствие или неполнота административных процедур – 79,
принятие НПА за пределами компетенции – 57,
наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права – 46,
широта дискреционных полномочий – 108,
юридико-лингвистическая неопределенность – 25.
Так, прокуратурой области проведена антикоррупционная экспертиза приказа министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 02.03.2016 № 4-нп «Об утверждении Порядка предоставления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности), предоставляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору» (далее – Порядок).
Пунктом 6 Порядка предусматривалось, что отчетность составляется по форме, указанной в приложении к настоящему Порядку, на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства, а второй вместе с электронной версией отчетности на магнитном носителе предоставляется в Министерство.
Требование об обязательном предоставлении субъектами малого
и среднего предпринимательства в министерство природных ресурсов и экологии отчетности на бумажном носителе, а также требование предоставления электронной версии отчетности на магнитном носителе без предоставления возможности использования иных видов электронных носителей (оптических, полупроводниковых) в нарушение ч. 8 ст. 3 и ч. 2 ст. 11.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» является коррупциогенным фактором в форме установления завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права (пп. «а» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96).
В целях исключения из указанного приказа коррупциогенного фактора прокуратурой области 15.05.2018 министру природных ресурсов и экологии области внесено требование, по результатам рассмотрения которого разработан проект приказа о внесении в оспоренный акт изменений, направленных на устранение коррупциогенных факторов (приказ проходит процедуру согласования в установленном порядке).
На заседаниях представительных органов местного самоуправления рассмотрено 5 требований, 100 протестов. Обеспечено личное участие прокуроров (лиц, исполняющих их обязанности) во всех заседаниях представительных органов муниципальных образований при рассмотрении требований об изменении НПА.