В настоящее время телефонные звонки сотрудников кредитных организаций с требованием погасить несуществующую задолженность по кредитному договору при отсутствии договорных отношений с соответствующим банком часто тревожат граждан, которые не являются заемщиками либо поручителями по кредитам.
Конституцией РФ к основным правам человека и гражданина отнесены достоинство личности (часть 1 ст. 21), а также неприкосновенность частной жизни (часть 1 ст. 23).
Согласно ст. 150 Гражданского кодекса РФ достоинство личности и неприкосновенность частной жизни относятся к нематериальным благам, нарушение которых является основанием для компенсации морального вреда.
Телефонные коммуникации относятся к понятиям «личной жизни» и «корреспонденции» в значении ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Таким образом, избыточные и необоснованные телефонные звонки, а также направление СМС-сообщений на телефонный номер гражданина с требованием возвратить несуществующие долги посягают на достоинство человека и являются вмешательством в его частную жизнь.
Совершение таких неправомерных действий может являться основанием для обращения гражданина в суд с требованием о возмещении вреда.
В ходе судебного разбирательства доказательствами по спорам рассматриваемой категории могут служить полученные от оператора связи распечатки текстов и детализации звонков, поступивших на телефон гражданина. Если представление необходимых доказательств для гражданина затруднительно, суд по его ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Судебная защиты в данном случае является наиболее эффективным способом восстановления нарушенных прав.