В Нижнем Новгороде под председательством Приволжского транспортного прокурора Тимура Кебекова и Волжского межрегионального природоохранного прокурора Вениамина Селифанова состоялось заседание объединенной коллегии Приволжской транспортной прокуратуры и Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры.
Мероприятие было посвящено вопросам состояния законности и эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о безопасности судоходства, рыболовстве, сохранении и обороте водных биоресурсов.
Заседание прошло как в Нижнем Новгороде, так и в формате видеоконференции еще в 9 городах Приволжского транспортного региона.
В его работе помимо руководства и работников Приволжской транспортной и Волжской межрегиональной природоохранной прокуратур приняли участие руководители Волжского управления государственного морского и речного надзора, Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ПФО, Верхне-Волжского и Нижне-Волжского бассейновых водных управлений Росводресурсов, ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей», Волжского управления Госморречнадзора Ространснадзора, заместители министров экологии и природных ресурсов Нижегородской области и Республики Татарстан.
Мероприятие открыли Приволжский транспортный прокурор Тимур Кебеков и Волжский межрегиональный природоохранный прокурор Вениамин Селифанов. Ими отмечена особая актуальность поставленной на обсуждение тематики.
В Приволжском транспортном регионе зарегистрировано 917 судовладельцев, которыми эксплуатируются более двух с половиной тысяч судов – это около 60% всех судов внутреннего водного транспорта, зарегистрированных в государственном судовом реестре по Волжскому бассейну. Имеют лицензию на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом 66 судовладельцев, на перевозку опасных грузов - 60.
Объём перевозок грузов на внутреннем водном транспорте в 2017 году в транспортном регионе остается на прежнем уровне (30 млн.т.), что составляет более 1/4 от объема перевезенного груза в России (113,8 млн.т).
Благодаря принятому заинтересованными ведомствами, в том числе специализированными прокуратурами, в 2015-2016 г.г. комплексу мер в навигацию текущего года посадок судов на мель по причине ненадлежащего содержания водных путей не допущено. Проводившийся Приволжской транспортной прокуратурой ежедневный мониторинг уровней воды по гидроузлам Волги показал, что в навигацию 2017 года он практически соответствовал проектному уровню.
Анализ ситуации с соблюдением правил плавания в Приволжском транспортном регионе свидетельствует о снижении вдвое в целом количества транспортных происшествий с судами внутреннего водного транспорта. Их основными причинами по-прежнему остается выбор неудачного маневра, ошибки в ориентировке, пренебрежение гидрометеорологической обстановкой и не соблюдение требований, установленных в нормативно-правовых актах в области безопасности судоходства.
В 2017 году транспортными прокурорами совместно с природоохранными прокурорами проведены проверки соблюдения законодательства о безопасности судоходства на внутренних водных путях и природоохранного законодательства, в том числе при бункеровке судов, эксплуатации бункеровочных баз, судов типа «ОС», которыми вскрыты многочисленные нарушения. В результате прокурорского вмешательства пресекались факты эксплуатации судов в отсутствие обязательных документов, недостаточного количества спасательных и противопожарных средств, превышения норм пассажировместимости, а также при технических неисправностях. В рамках исполнения планов совместных проверочных мероприятий в Ульяновской, Самарской и Нижегородской областях, Республиках Татарстан, Марий Эл и Чувашской Республике проверено наличие и техническое состояние береговых знаков навигационной обстановки, дана оценка деятельности соответствующих районов водных путей и судоходства ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» и ряд других мероприятий.
По результатам прокурорских проверок скорректирована деятельность уполномоченных органов по ряду направлений, в том числе при осуществлении государственного контроля, применении мер административного воздействия, предупреждению и профилактике правонарушений.
Также одной из тем обсуждения стали актуальные вопросы пресечения фактов организации незаконной перевозки пассажиров судами, в том числе маломерными, к числу которых относятся парусные яхты и моторные лодки. Только за истекший период 2017 года зарегистрировано 26 преступлений, связанных с безопасностью плавания, по 6 из них уголовные дела направлены в суд для рассмотрения по существу.
По итогам заседания участниками коллегии выработаны дополнительные меры, направленные на повышение эффективности работы ведомств в целях обеспечения безопасности судоходства и экологической безопасности, усиление взаимодействия природоохранных и транспортных прокуратур, а также правоохранительных и контрольно-надзорных органов.