Сегодня, 22 сентября 2017 года, в г. Москве под председательством Генерального прокурора РФ Юрия Чайки состоялось заседание коллегии на тему: «О состоянии прокурорского надзора за исполнением администрациями исправительных учреждений уголовно-исполнительного и трудового законодательства, регулирующего правоотношения в сфере привлечения осужденных к труду, возмещения ими ущерба, причиненного преступлениями, а также выплат по другим обязательствам».
В заседании приняли участие должностные лица Администрации Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, представители федеральных министерств и ведомств, общественных организаций, члены коллегии Генеральной прокуратуры РФ, руководители подразделений и иные работники Генеральной прокуратуры РФ, ряд прокуроров субъектов РФ.
Открыл мероприятие Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка.
С основным докладом выступил заместитель Генерального прокурора РФ Николай Винниченко.
Участники заседания отметили, что принимавшиеся на данном направлении меры прокурорского реагирования способствовали устранению нарушений, однако не обеспечили безусловного исполнения требований законодательства.
В 2015-2016 годах и первом полугодии 2017 г. при осуществлении прокурорами надзорных полномочий выявлено свыше 37 тыс. нарушений законов при привлечении осужденных к труду. Только в ходе проверок, проведенных прокурорами во 2-м квартале текущего года, выявлено около 2,5 тыс. нарушений закона на рассматриваемом направлении. Для их устранения внесено более 1 тыс. актов прокурорского реагирования, в том числе свыше 500 представлений.
Недостаточный ведомственный контроль со стороны руководителей территориальных органов и должностных лиц центрального аппарата ФСИН России за эффективностью деятельности подчиненных стали одними из причин и условий, способствовавших многочисленным нарушениям закона при организации процесса трудоиспользования осужденных
Требования ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ об обязанности каждого осужденного трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией, ни в одном из проверенных субъектов РФ в полном объеме не исполняются.
Возложенная на администрацию учреждений УИС функция по обеспечению возмещения осужденными ущерба, причиненного преступлениями, выплат по алиментам, а также по другим обязательствам в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве, в большинстве своем надлежащим образом не выполнялась.
Нарушались положения Трудового кодекса РФ, связанные с несвоевременной выплатой осужденным заработной платы, несоблюдением порядка извещения о ее составных частях, сроков выплаты (не реже чем каждые полмесяца), а также срока производства оплаты отпуска.
В некоторых регионах игнорируется закрепленное в ст. 147 Трудового кодекса РФ требование об установлении оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями.
Привлечение осужденных к работам без оплаты труда с несоблюдением положений УИК РФ осуществлялось в 36 субъектах РФ.
Несоблюдение должностными лицами ИУ требований законодательства об охране труда осужденных и о технике безопасности в ряде регионов явилось одной из причин несчастных случаев на производстве среди указанной категории лиц, в том числе со смертельным исходом. В 2015 году зарегистрировано 16 аналогичных случаев, в 2016 году – 10, в первом полугодии 2017 г. – 5.
Значительное количество выездов должностных лиц территориальных органов УИС в подчиненные учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы, по вопросам трудовой адаптации осужденных положительных результатов в большинстве своем не дало. Проводимые мероприятия не оказали реального воздействия на улучшение ситуации с выполнением требований уголовно-исполнительного законодательства о привлечении осужденных к труду.
По результатам заседания коллегии Генеральной прокуратуры РФ его участники выработали комплекс мер, направленных на повышение эффективности и совершенствование надзора за исполнением требований законов в деятельности учреждений и органов УИС при привлечении осужденных к труду, реализации при этом гарантированных прав и интересов данной категории граждан, возмещении ими с учетом требований законодательства об исполнительном производстве ущерба, причиненного преступлениями, а также выплат по другим обязательствам.