Одним из основных и важнейших направлений противодействия экстремизму в РФ является его профилактика, т.е. предупредительная работа по противодействию экстремистским проявлениям.
Раннее выявление и принятие необходимых профилактических мер в значительной степени позволят не допустить формирования у подрастающего поколения стойкой направленности на совершение противоправных экстремистских действий.
Подросткам следует прививать основы толерантности путем организации, например, уроков толерантности, просветительских программ, семинаров, международных фестивалей по вопросам толерантности. В школьные программы необходимо вводить курсы по изучению культур, обычаев, традиций и религий разных народов России.
В этих целях также осуществляется контроль государства за регистрацией и деятельностью различного рода общественных и религиозных объединений, движений, иных организаций.
Неотъемлемой частью профилактики экстремизма является и надзор со стороны государственных органов за недопущением распространения в СМИ экстремистских материалов, например, экстремистских публикаций, фото- и видеоматериалов в Интернете и т.п.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» на территории страны запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством России, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность (как административную, так и уголовную).
Статья 20.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за изготовление, сбыт или приобретение, а также за пропаганду, публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.
Статьей 20.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения.
Практика прокурорского надзора показывает, что на территории области распространены нарушения, связанные с отсутствием контент-фильтрации, ограничивающей доступ несовершеннолетних к электронным ресурсам, несовместимым с задачами обучения и воспитания. В ряде школ области имелся свободный доступ к сайтам экстремистского характера, в том числе пропагандирующим националистические взгляды и террористическую деятельность.
В целях устранения названных нарушений прокурорами принимались соответствующие меры прокурорского реагирования, по итогам рассмотрения которых, доступ детей к сайтам ограничен.
Надзор за соблюдением законодательства в названной сфере является одним из приоритетных направлений в деятельности органов прокуратуры области.