Реестр в помощь: как Генеральная прокуратура РФ повышает прозрачность системы проверок
Для эффективной защиты прав предпринимателей в борьбы с необоснованными массовыми проверками и снижения административного давления на бизнес был разработан и внедрен Единый реестр проверок. Как он работает, и почему благодаря ему система ведомственных проверок становится "прозрачнее", рассказал официальный представитель Генеральной прокуратуры РФ Александр Куренной.
Проверки бизнеса сократились в три раза
Ежегодно Генеральная прокуратура и прокуратуры субъектов РФ изучают проекты планов проверок контролирующих органов в отношении субъектов предпринимательства. Так, в 2017 году предполагалось провести порядка 460 000 таких мероприятий, из них прокуроры согласовали около 84% - 386 000 проверок, запланированных контролирующими органами всех уровней.
Их число сократилось, например, за счет исключения из планов проверок в отношении добросовестных субъектов малого предпринимательства, проведение которых находится под запретом, а также ликвидированных хозяйственных субьектов. Кроме того, в ряде случаев прокуроры рекомендовали контролерам совместить проведение проверочных мероприятий, что в значительной степени уменьшило административное давление на бизнес.
При этом, восемь лет назад "предложений по проверкам" было почти втрое больше, а сейчас их количество год от года сокращается. Так, в 2010 году их поступило 1,2 млн, в 2011-м - 1,6 млн, в 2012-м - 1,1 млн, в 2013-м - 1,08 млн, в 2014-м - 1,02 млн, в 2015-м - 900 000, в 2016-м - 700 000. Необходимо отметить, что каждое второе из них было отклонено как несоответствующее закону.
Всего за период действия закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года органы прокуратуры рассмотрели около 8 млн. предложений "контролеров" о включении в ежегодные планы проверок.
Между тем, на сегодняшний день под действие этого закона не попадают более двух десятков видов государственного контроля. Чтобы исключить необоснованное вмешательство проверяющих в работу бизнеса, Генпрокуратура России подготовила законопроект, предусматривающий распространение действия закона 294-ФЗ на все виды государственного контроля (надзора). Сейчас он проходит процедуру согласования в правительстве.
ЕРП - для "прозрачности" и оперативности
Еще одним шагом навстречу бизнесу стало введение "Единого реестра проверок" - информационной системы, оператором которой является Генпрокуратура России. Благодаря ей, каждый предприниматель может в онлайн-режиме получать сведения о предстоящих проверках и их результатах, что выводит деятельность контрольно-надзорных органов на качественно новый уровень информационной открытости.
Прокуратура следит за тем, чтобы контролирующие органы своевременно размещали в информсистеме все необходимые сведения, а если этого не происходит, наказывает чиновников, допустивших нарушения. Так, например, при проверке выяснилось, что сотрудники Росалкогольрегулирования вносили в ЕРП информацию о внеплановых проверках ряда компаний внесена лишь после их окончания и не в полном объеме, без перечня конкретных мероприятий, имени и должности проверяющего. Кроме того, двум предприятиям "забыли" направить уведомления о предстоящем визите ревизоров.
Генпрокуратура России внесла в адрес руководителя Росалкогольрегулирования представление, в котором предложила обеспечить своевременное внесение информации о проверках юридических лиц в ЕРП для соблюдения прав хозяйствующих субъектов, а также решить вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
Поручение Президента РФ от 11 августа 2016 года за № 1596, направленное на обеспечение эффективности контрольно-надзорной деятельности, ее прозрачность и повышение ответственности должностных лиц за нарушения законодательства о контроле, дало импульс для появления новых подходов к работе с "Единым реестром проверок".
Генпрокуратура России, совместно с Минэкономразвития России, разработали методические рекомендации для контролирующих органов, которые, в свою очередь, должны принять ведомственные правовые акты, конкретизирующие порядок внесения ими в реестр информации о проверках. Уже проведена правовая экспертиза и согласование таких актов для почти трех десятков федеральных министерств и ведомств. Кроме того, подготовлен проект изменений в Кодекс об административных правонарушениях РФ, предусматривающий введение административной ответственности за невнесение информации о проверках в ЕРП, а также за нарушения порядка и сроков размещения таких данных.
Реестр в нынешнем виде - не догма, он должен совершенствоваться, наполняться не только информативно, но и в аналитическом плане. Для этого в Генпрокуратуре России создана межведомственная рабочая группа с участием представителей Администрации Президента РФ, Минэкономразвития и Минкомсвязи России, общероссийских объединений предпринимателей.
Модернизируется и программное обеспечение реестра проверок, в том числе, для того, чтобы его можно было интегрировать с ведомственными информационными системами, а также использовать справочники и классификаторы для конкретизации вносимой информации. Для оптимизации работы «Единый реестр проверок» подключен к Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства, что позволяет оперативно подтвердить принадлежность того или иного хозяйствующего субъекта к категории МСП.
"Право.ру"