Новости

Прокуратуры РФ

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Приволжский федеральный округ Кировская область

21 октября 2011 года Сегодня проведено межведомственное совещание по вопросам взаимодействия надзорных и контролирующих органов с органами местного самоуправления Кировской области

Сегодня состоялось межведомственное совещание, на котором обсуждены вопросы взаимодействия надзорных и контролирующих органов с органами местного самоуправления Кировской области.

В его работе приняли участие:

- Тимченко В.С. – Председатель Всероссийского Совета местного самоуправления, Председатель Комитета Государственной Думы РФ по вопросам местного самоуправления;

- Осинцев Ю.В.- статс-серетарь Министерства регионального развития РФ;

- Белых Н.Ю. – Губернатор - Председатель Правительства Кировской области;

- Ивонин А.М. – Председатель Законодательного Собрания Кировской области;

- Карманов А.Б. – Главный федеральный инспектор по Кировской области;

- Мамаев Г.А. – Председатель Кировского регионального отделения Всероссийского Совета местного самоуправления;

- Лихачев М.В. – Исполнительный директор Ассоциации «Совет муниципальных образований Кировской области»;

- главы муниципальных образований области, прокуроры городов, районов, специализированных прокуратур.

С докладом выступил прокурор Кировской области государственный советник юстиции 3 класса Берижицкий С.П.

Для Вашего внимания представлен доклад прокурора области.

Уважаемый президиум!

Уважаемые коллеги!

Сегодняшнее совещание логическое продолжение той работы, которая проводится прокуратурой области, правительством и ассоциацией «Совет муниципальных образований Кировской области», Всероссийским Советом местного самоуправления по выработке эффективных механизмов взаимодействия надзорных, контролирующих органов, органов государственной власти и местного самоуправления.

Во исполнение решения совместного совещания Генеральной прокуратуры РФ и Министерства регионального развития РФ от 24.12.2010 в текущем году приняты дополнительные меры по обеспечению надлежащего взаимодействия органов прокуратуры и местного самоуправления.

На системной основе обеспечено сотрудничество с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Кировской области». Представители общественного объединения муниципалитетов приглашаются к участию в заседаниях коллегий, координационного совещания руководителей правоохранительных органов, иных совещательных органов при прокуратуре области.

По инициативе прокуратуры области введена ежегодная практика проведения кустовых семинаров-совещаний с главами муниципальных образований и горрайпрокурорами, на которых

обсуждаются наиболее актуальные проблемы, связанные с защитой законных прав и интересов граждан, оказанием услуг в сфере жилищно-коммунального комплекса, профилактикой правонарушений и преступлений, нормотворческой деятельностью. Выступающие на совещаниях работники прокуратуры области информируют о наиболее типичных нарушениях закона, выявленных в ходе проверок, и мерах по их устранению, разъясняют последствия не исполнения требований закона. В свою очередь главы муниципальных образований имеют возможность сообщить в открытом диалоге об имеющихся проблемах и вопросах, возникающих в практике работы, высказать предложения по поводу дальнейшего укрепления взаимодействия. В текущем году проведено 6 семинаров-совещаний, в которых приняли участие главы всех муниципальных образований области, представители администрации правительства области, ассоциации «Совет муниципальных образований Кировской области». На основании плана, утвержденного прокурором области и губернатором области, в сентябре-декабре 2010 года было проведено 7 подобных кустовых семинаров-совещаний, реализация решений которых обеспечивается горрайпрокурорами во взаимодействии с руководителями муниципалитетов.

Кроме того, в мае текущего года, после прошедших выборов органов местного самоуправления области, с учетом кадровых изменений, прокуратурой области обсуждены проблемные вопросы взаимодействия на совещании ассоциации «Совет муниципальных образований Кировской области», в котором участвовали главы всех 434 муниципальных образований региона.

В июне 2011 года, по инициативе Главного федерального инспектора по Кировской области проведено совещание, с главами муниципальных районов и городских округов, руководителями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти области, где так же обсуждались актуальные вопросы взаимодействия. Вся проделанная работа свидетельствует о системном подходе к решению проблем взаимодействия федеральных органов власти с органами местного самоуправления.

Органы прокуратуры области в ходе совместной работы с муниципальными образованиями занимают активную позицию в предупреждении нарушений федерального законодательства при обсуждении и принятии проектов нормативных правовых актов.

Прокуроры городов и районов осуществляют оперативный обмен информацией и взаимодействие с муниципалитетами, обеспечено активное участие прокуроров в правотворческой деятельности органов местного самоуправления, в том числе на стадии подготовки нормативных правовых актов. Зачастую прокуроры выступают инициаторами их разработки и принятия. Широко используется практика внесения предложений в планы подготовки нормативных правовых актов органов местного самоуправления. В текущем году в органы местного самоуправления внесено порядка 300 представлений, информаций, предложений в порядке правотворческой инициативы, оказывается практическая помощь органам местного самоуправления и в разработке модельных правовых актов.

Завершена инициированная прокуратурой области совместно с муниципальными образованиями работа по наделению прокуроров правом законотворческой инициативы. В настоящее время все горрайпрокуроры наделены таким правом. Учитывая нехватку в муниципалитетах грамотных юридических кадров, прокурорами начата деятельность по разработке и внесению проектов муниципальных нормативных правовых актов. В первом полугодии внесено 37 таких проектов. Оказывается практическая помощь органам местного самоуправления и в разработке модельных правовых актов. К примеру, прокуратурой Богородского района в первом полугодии 2011 года разработан модельный проект муниципальной целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в поселении, который рассмотрен и принят. В сентябре прокуратурой области направлен на места проект модельного муниципального нормативного правового акта «Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы «Пожарная безопасность муниципального образования на 2012 - 2015 годы».

С каждым годом сотрудники прокуратур районного звена все активнее принимают участие в заседаниях органов местного самоуправления, комитетов, комиссий и рабочих групп по разработке нормативных правовых актов. Прокуроры нацелены на обеспечение стопроцентного участия в заседаниях представительных органов местного самоуправления, расположенных в районных центрах и на регулярное участие в заседаниях сельских дум.

Всего в 1 полугодии 2011 года сотрудники прокуратуры приняли участие в 670 заседаниях органов местного самоуправлении, комитетов, комиссий и рабочих групп по разработке нормативных правовых актов. Прокурорами подготовлено 5667 заключений на проекты нормативных правовых актов органов местного самоуправления. По результатам изучения указанных проектов направлено 421 письменное замечание с предложениями об устранении несоответствий Конституции РФ, федеральному и областному законодательству. В 123 проектах выявлены коррупциогенные факторы.

Большое внимание уделяется развитию социально-экономического положения в районах. И здесь я бы выделил один из главных наших совместных приоритетов - защита трудовых прав граждан на получение своевременного вознаграждения за труд, решение вопросов занятости населения. Колоссальная работа, проводимая прокурорами совместно с руководителями муниципалитетов в этом направлении, своевременное вмешательство в негативные процессы, происходящие на рынке труда, позволяют снижать социальную напряженность, добиваться экономической стабильности.

Положительной оценки заслуживает достигнутый в целом ряде районов уровень взаимодействия прокуратуры с органами местного самоуправления по обеспечению поступления доходов в бюджеты всех уровней, по борьбе с неплательщиками местных налогов.

Прокуроры активно участвуют в работе межведомственных комиссий по укреплению налоговой дисциплины и обеспечению доходов бюджетов при администрациях районов. Полученные сведения используются в качестве инструмента профилактики нарушений в анализируемой сфере и источника информации о неплательщиках для дальнейшего принятия мер прокурорского реагирования.

Реализация материалов прокурорских проверок нередко способствует пополнению местных бюджетов, что в условиях их дефицита является ощутимой помощью. Так, в ходе совместной работы прокурора Зуевского района, администрации и налоговой инспекции были выявлены многочисленные факты незаконного занятия земельных участков, использование объектов строительства, не введенных надлежащим образом в эксплуатацию. В результате принятых прокуратурой мер, рассмотрения исковых заявлений, сбор арендной платы за землю и налога на имущество возросли на 10% по сравнению с планируемым, и в консолидированный бюджет района дополнительно поступило более 2 миллионов рублей.

В этом же районе в ходе проверки соблюдения экологического законодательства выявлены факты занижения оплаты за негативное воздействие на окружающую среду. По результатам рассмотрения исковых заявлений с нарушителей взыскано свыше 400 тысяч рублей, 40% от которых поступило в доход муниципалитетов, на территории которых выявлены нарушения.

Эта работа может быть более результативней, если бы вы - уважаемые руководители муниципалитетов сами чаще обращались в прокуратуру с предложениями по совместному решению возникающих проблем. В текущем году в прокуратуры лишь 12 районов поступило всего около 30 подобных обращений. Все они получили должное разрешение. Но это крайне недостаточно.

Вместе с тем, как в вопросах реализации органами местного самоуправления своих полномочий, так и в вопросах взаимодействия с прокуратурой и другими федеральными органами имеются серьезные проблемы.

Надо признать, что основная проблема - экономическая беспомощность органов местного самоуправления. При этом расширение, увеличение перечня вопросов местного значения за которые отвечают муниципальные образования (в соответствии с ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» их более 30)

объективно влечет за собой увеличение числа проводимых органами прокуратуры проверок. Невозможность исполнить увеличившиеся расходные обязательства на фоне недостаточной

финансовой обеспеченности, особенно в сельских муниципалитетах, приводит к росту количества выявляемых нарушений закона со стороны органов прокуратуры.

Практика прокурорского надзора свидетельствует о многочисленности и распространенности нарушений закона в деятельности муниципалитетов практически во всех сферах. Нарушения закона выявляются при управлении муниципальной собственностью, формировании и исполнении местных бюджетов, установлении местных налогов и сборов, услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального комплекса и в иных областях.

За 9 месяцев 2011 года выявлено 19192 (АППГ - 10257) нарушения законодательства, допущенных представительными и исполнительными органами местного самоуправления, что составляет 20,7% от общего количества выявленных нарушений. В целях их устранения руководителям муниципальных органов внесено 4089 протеста (АППГ - 3157), 2531 представление (АППГ

1850), в суды направлено 1816 исков (АППГ - 808), должностным лицам объявлено 329 предостережений (АППГ - 216). По требованиям прокуроров к дисциплинарной ответственности

привлечено 1266 работников муниципалитетов (АППГ - 1082), к административной ответственности - 253 (АППГ - 181). По направленным в следственные органы материалам возбуждено 11 уголовных дел (АППГ - 4).

Прокуроры при организации и проведении проверочных мероприятий вынуждены получать необходимые сведения из органов местного самоуправления.

Большинство запросов обусловлено тем, что не во всех территориях муниципальные органы, прежде всего сельского (поселкового) уровня имеют финансовые и технические возможности для создания и обслуживания муниципальных сайтов. При этом и имеющиеся сайты зачастую не наполняются актуальными информацией и документами, необходимыми для осуществления прокурорского надзора. В связи с этим принимались меры по устранению нарушений закона. К примеру, по результатам рассмотрения судом заявлений прокурора Даровского района об обязании органов местного самоуправления поселений устранить нарушения Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», требования прокурора были удовлетворены, а муниципалитетами приняты меры по размещению в сети «Интернет» полных сведений о своей деятельности.

До настоящего времени вопреки требованиям указанного Закона на сайтах муниципальных образований, расположенных на территории Арбажского, Афанасьевского, Богородского, Кильмезского, Кирово-Чепецкого, Котельничского, , Лебяжского, Лузского, Малмыжского, Мурашинского, Немского, Омутнинского, Опаринского, Оричевского, Орловского, Санчурского, Сунского, Уржумского, Юрьянского районов размещена неполная информация о деятельности муниципальных органов.

Указанные проблемы часто усугубляются фактическим отсутствием в органах местного самоуправления квалифицированных кадров, имеющих соответствующее образование (юридическое, экономическое), их необеспеченностью информационными ресурсами (Интернет, информационно-правовые системы КонсультантПлюс, Гарант), что ведет в свою очередь к слабой организации работы в этих органах (прежде всего сельского уровня), многочисленным нарушениям законодательства при реализации муниципальных полномочий, подготовке и издании местных правовых актов.

Этим во многом обусловлена наблюдающаяся в области тенденция увеличения количества выявленных незаконных муниципальных правовых актов. Если за весь 2010 год горрайпрокурорами в целях приведения в соответствие с действующим законодательством оспорено 2719 незаконных нормативных правовых актов органов местного самоуправления (в 2009 году-1744), то за 9 месяцев текущего года уже почти 4 тыс.

Это обстоятельство свидетельствует о том, что в вопросах муниципального нормотворчества в целом ряде районов должное взаимодействие еще не организовано. С одной стороны непредставление всех проектов нормативных правовых актов муниципальными образованиями лишает прокуроров возможности своевременно (без принесения протестов) отреагировать на имеющиеся нарушения, с другой - имеет место не всегда качественное изучение муниципальных актов работниками прокуратуры, что влечет их последующую отмену. При выездах в районы мы с этим сталкиваемся. Требую от прокуроров навести в этих вопросах порядок.

Мы постоянно проводим мониторинг состояния взаимодействия органов прокуратуры, контролирующих структур, органов местного самоуправления, используя для этого информацию, поступающую из ассоциации «Совет муниципальных образований Кировской области», регионального отделения общероссийской общественной организации «Всероссийский Совет местного самоуправления», муниципальных образований, прокуратур и иных источников. В целом оно оценивается как конструктивное.

В то же время должностные лица органов местного самоуправления ряда районов Даровского, Зуевского, Кильмезского, Нагорского, Тужинского, Фаленского высказали ряд замечаний, возникающих при реализации прокурорами надзорных полномочий.

Они касаются чрезмерной частоты проводимых органами прокуратуры проверок муниципальных учреждений и большого количества актов прокурорского реагирования, значительного

числа истребуемой информации и краткости сроков

устанавливаемых для ее представления.

При этом все муниципальные образования отмечают необходимость формирования системы правовой учебы, юридического просвещения и повышения квалификации в сфере нормотворчества.

Признавая отдельные замечания, я в тоже время должен отметить: для прокурора - закон всегда выше полномочий и административного ресурса любого должностного лица. А основная задача прокурорского надзора - это добиваться выполнения закона. И мы это будем исполнять неукоснительно. Но конечная цель у нас с вами одна - укрепление законности и правопорядка на вверенной территории, авторитета власти.

Несмотря на уже предпринятые меры по обеспечению надлежащего взаимодействия между надзорными, контролирующими органами и органами местного самоуправления, представляется необходимым осуществление дополнительного комплекса мероприятий, направленных на его совершенствование.

Полагаю, что работа по организации должного взаимодействия органов прокуратуры с органами местного самоуправления должна быть продолжена, в связи с чем:

1. Прокурорам городских, районных и приравненных к ним прокуратур:

- при осуществлении прокурорского надзора, внесении актов реагирования в связи с нарушениями, допущенными органами самоуправления, необходимо тщательно и всесторонне оценивать сложившуюся ситуацию, возможные негативные последствия исполнения требований прокурора, в том числе не допускать формальных требований, влекущих финансовые расходы местных бюджетов, не направленные на защиту законных прав человека и гражданина;

- на системной основе продолжить проведение совместных с муниципалитетами совещаний и учебно-методических мероприятий в целях изучения складывающейся практики местного самоуправления, обеспечить регулярное участие сотрудников прокуратуры в мероприятиях организационного и учебного характера, проводимых муниципальными органами;

- разрабатывать и вносить в порядке нормотворческой инициативы проекты актуальных муниципальных нормативных правовых актов;

- своевременно информировать органы местного самоуправления о проведении плановых надзорных мероприятий;

- исключить факты искусственного завышения показателей путем необоснованного принесения нескольких актов при наличии возможности единовременного реагирования на выявленные нарушения;

- продолжить сокращение бумажного документооборота с органами местного самоуправления, исключив истребование от них сведений, опубликованных в СМИ, на официальных сайтах и других доступных источниках, по согласованию с органами местного самоуправления шире применять истребование документов, материалов, статистических и иных сведений в электронном виде;

- при необходимости истребования сведений и информации из органов местного самоуправления в письменном виде обеспечить направление соответствующих запросов лишь за подписью прокурора района, либо лица его замещающего;

- исключить практику некачественного изучения муниципальных нормативных правовых актов;

- активнее сочетать пропаганду права с деятельностью по надзору за исполнением органами местного самоуправления и их должностными лицами действующих на территории РФ законов;

- в обязательном порядке освещать работу по взаимодействию с органами местного самоуправления в СМИ;

- анализировать состояние взаимодействия с органами местного самоуправления, результаты использовать для совершенствования этой работы.

Наше видение встречных шагов со стороны органов местного самоуправления изложены в итоговом соглашении, которое будет подписано по результатам сегодняшнего совещания.

И в заключении, я хотел бы еще раз ответить на вопрос, который мне часто задают работники районных прокуратур и органов местного самоуправления: «Какую задачу мы решаем, повышая уровень нашего взаимодействия?»

Безусловно одна из основных задач – это состояние законности, но и в том числе у руководства прокуратуры области есть четкое понимание, что муниципальная власть, власть сельских поселений, малых городов, является источником, если хотите родником, откуда берет начало авторитет всей государственной власти России, и от того, как сработает конкретный глава муниципального образования, как он сумеет решить конкретные проблемы граждан, и будет зависеть авторитет и главы района и Губернатора, а в целом правительства и Президента страны и значит авторитет всех федеральных структур. Без помощи федеральных контролирующих и надзорных органов это будет сделать сложнее.

Мы готовы вместе с Вами работать над этой задачей.

Новость на сайте Прокуратуры РФ Кировской области

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2011:10:21 02:05 (МСК)

Регионы России: ПФО, Кировская область

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

ФССП

20 июня 2023 года Ждем вопросов
19 июня 2023 года Личный прием
16 июня 2023 года Квартирный вопрос
Добавить на Яндекс

Календарь новостей

Интернет-приемная
Кировская область

Последние новости

Все новости