Прокуратура Ярославской области провела проверку исполнения медицинскими организациями законов при приеме и содержанию заблудившихся, подкинутых и других детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей.
Обязанности по приему и содержанию указанной категории детей возложены на медицинские организации статьей 18 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Приказом директора департамента здравоохранения и фармации Ярославской области утвержден перечень медицинских организаций, осуществляющих прием и содержание таких детей; на главных врачей организаций возложены обязанности по обеспечению их круглосуточного приема и содержания.
В 2014 году в медицинских организациях области находилось 267 лиц указанной категории, из них возвращено в семью 54 %, переданы на семейные формы устройства 6,7 %, переведены в учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, 38,7 %.
Проверкой установлено, что система содержания детей в медицинских организациях надлежащим образом не организована.
Установлено, что расходы по содержанию детей, не требующих лечения и находящихся в больнице до их передачи обратно в семью либо устройства в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей, за счет средств бюджета области не предусмотрены.
В результате источники финансирования расходов на указанные цели и размер расходов определяются медицинскими организациями самостоятельно, что не позволяет оценить их достаточность, а в ряде случаев влечет неправомерный характер таких расходов.
В некоторых учреждениях здравоохранения области лица, ответственные за присмотр и уход за детьми указанной категории, не назначены, специальные койко-места для детей, помещаемых по социальным показаниям, не выделены.
В государственном учреждении здравоохранения Ярославской области «Городская детская больница» (г. Рыбинск, ул. Чкалова, д. 53) обязанности по работе с помещаемыми в медицинские учреждения детьми фактически переложены на благотворительную организацию.
Условиями заключенного между учреждением и благотворительным фондом в декабре 2014 года договора, предусмотрена, в частности, организация сотрудниками Фонда занятий с детьми, выполнение работ, предоставление услуг в интересах детей, организация совместно с учреждением выхода детей на территорию учреждения на прогулки, оказание по согласованию с учреждением иных видов помощи детям.
При этом проведенной органами прокуратуры проверкой установлено, что имели место факты нахождения в больнице сотрудников благотворительного фонда в вечернее время, определенное правилами внутреннего трудового распорядка учреждения как время отхода ко сну.
В январе 2015 года к несовершеннолетним была допущена одна из представительниц фонда, в отношении которой отсутствовали сведения о наличии (отсутствии) судимости за соответствующие категории преступлений.
По результатам проверки заместитель прокурора области М.В. Белхороев внес представление об устранении нарушений заместителю Председателя Правительства Ярославской области Р.А. Даниленко, а также направил ему информацию о совершенствовании работы органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
О ситуации проинформирован председатель Ярославской областной Думы.