распечатать
9 апреля 2015
Реализация мероприятий, направленных на профилактику коррупционных правонарушений, является одним из приоритетных направлений надзорной деятельности прокуратуры Приморского края
В марте-апреле 2015 г. органами прокуратуры края проведен анализ эффективности деятельности правоохранительных органов края по профилактике коррупционных правонарушений в 2013-2014 гг.
Установлено, что в 2013 г. эффективная и всесторонняя работа УМВД России и УФСКН России краю в данном направлении обеспечена не была. Так, осуществление комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по соблюдению государственными служащими антикоррупционных стандартов в УМВД России по краю выражалось в проведении данной работы в целях исключения случаев несоблюдения только отдельных запретов и ограничений, связанных с противодействием коррупции. При этом, профилактическая и разъяснительная работа в части соблюдения запретов на получение подарков в связи с исполнением должностных и служебных обязанностей, использования в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средств материально-технического и иного обеспечения, другого государственного имущества, несмотря на весьма распространенный характер допускаемых сотрудниками органов внутренних дел нарушений данного рода, в УМВД России по краю не проводилась.
Для устранения перечисленных нарушений 20.11.2013 начальнику УМВД России по краю и 23.05.2013 начальнику УФСКН России по краю внесены представления, по результатам рассмотрения которых принят ряд необходимых мер, 3 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
По результатам анализа принятых в 2014 году мер по предупреждению преступлений коррупционной направленности отмечается повышение результативности работы правоохранительных органов края в сфере выявления и пресечения коррупционных правонарушений, обладающих предупреждающим эффектом по отношению к преступлениям. В рамках внутреннего контроля приняты определенные меры к выявлению фактов несоблюдения государственными служащими антикоррупционных стандартов, представляемые гражданами сведения при поступлении на службу подвергаются необходимой проверке, практикуется систематическое заслушивание руководителей подразделений собственной безопасности.
Между тем, в указанной деятельности УМВД России по краю, ГУ ФСИН России по краю и УФСКН России по краю выявлены отдельные нарушения закона и недостатки.
Так, в ГУ ФСИН России в указанный период времени не были реализованы конкретные мероприятия по предупреждению коррупционных правонарушений в части обеспечения соблюдения государственными служащими запретов на получение подарков в связи с исполнением должностных обязанностей, использование в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, государственного имущества.
Кроме того, выявлено несоблюдение требований к структуре и содержанию сведений, размещаемых в разделах противодействия коррупции на официальных сайтах УФСКН России по краю и УМВД России по краю, что препятствует правовому просвещению населения, формированию в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, предупреждению коррупционных правонарушений.
Например, на официальном сайте УФСКН России по краю в разделе противодействия коррупции выявлено отсутствие подразделов «Методические материалы», «Обратная связь для сообщений о фактах коррупции», «Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера». Подраздел «Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения» на протяжении длительного времени не содержал форму справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденную Указом Президента РФ от 23.06.2014 № 460, в подразделе «Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции» не был размещен ведомственный план по противодействию коррупции, а подраздел «Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия)» не содержал сведений о планируемых к проведению заседаний комиссии (анонс, повестка), о состоявшихся заседаниях комиссии, принятых решениях, порядке подачи заявлений для рассмотрения их на комиссии.
Не всеми правоохранительными органами уделялось достаточное внимание привлечению общественных объединений и граждан к работе по профилактике коррупционных правонарушений.
К примеру, в указанных целях сформированы и действуют на регулярной основе 24 общественных совета в территориальных управлениях и отделах ОВД, а также общественный совет при УМВД России по краю. Однако в УФСКН России по краю и ГУ ФСИН России по краю привлечение общественных объединений и граждан к работе по профилактике коррупционных правонарушений не было организовано.
Анализ динамики выявленных преступлений, совершенных сотрудниками ГУ ФСИН России по краю, а также принимаемых мер, направленных на предупреждение преступлений коррупционной направленности, свидетельствует о недостаточности и неэффективности таких мер, отсутствии надлежащего ведомственного контроля за обеспечением их эффективности.
В 2014 г. в 3 раза увеличилось число уголовных дел, возбужденных в отношении сотрудников ГУ ФСИН России по краю (9 уголовных дел против 3 в отношении 10 лиц против 3), при этом доля преступлений, выявленных УСБ ГУ ФСИН России по краю в 2014 г., снизилась до 22,2 % (2014 г. – 2, 2013 г. – 1).
При этом проводимые профилактические мероприятия ГУ ФСИН России по краю носили формальный характер, явно не соответствовали высокой степени латентности коррупционных проявлений среди сотрудников органов и учреждений уголовно – исполнительной системы. Так, в 2013 – 2014 гг. на телефон доверия дежурной части ГУ ФСИН России по краю сообщения, содержащие сведения о совершении правонарушений коррупционной направленности, не поступали, в прошлом году от сотрудников этой структуры не поступило ни одного уведомления о фактах обращения с целью склонения к совершению коррупционных правонарушений.
Несмотря на отсутствие объективных причин, в 2014 г. на 37 % снизилось число проводимых сотрудниками УСБ ГУ ФСИН России по краю проверок (с 83 до 52) в отношении сотрудников УИС на предмет проноса запрещенных предметов, что явно не соответствует уровню распространенности коррупционных проявлений, связанных с доставкой на территорию исправительных учреждений и СИЗО предметов, оборот которых ограничен или запрещен.
При отсутствии положительных результатов принимаемых мер по предупреждению коррупционных преступлений ведомственный анализ причин и условий складывающейся негативной ситуации не проводился, дополнительные меры по предупреждению коррупционных преступлений не принимались.
В ходе надзорных мероприятий также проведен анализ эффективности использования следственными органами предусмотренных ч. 2 ст. 158 УПК РФ полномочий по установлению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, и внесению в соответствующую организацию или должностному лицу представления о принятии мер по устранению указанных обстоятельств.
Установлено, что в 2014 г. по 199 уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности, направленным в суд для рассмотрения, в порядке ч. 2 ст. 158 УПК РФ внесено 196 представлений (в 2013 году – по 123 уголовным делам внесено 123 представления), по результатам рассмотрения которых только 2 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности (в 2013 году - 0).
Изучение представлений, внесенных руководителям организаций и должностным лицам следователями органов Следственного комитета СК России по краю и органов внутренних дел по направленным в 2013-2014 гг. в суд уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности, показало, что работа в указанном направлении не отвечает предъявляемым требованиям.
В основном, такие представления носят формальный характер, что выражается в поверхностном изложении обстоятельств совершения уголовно-наказуемых деяний, отсутствии мотивированных выводов о причинно-следственной связи между совершением коррупционных преступлений и обстоятельствами, которые им способствовали. По большинству уголовных дел о коррупционных преступлениях меры по установлению обстоятельств, способствовавших совершению коррупционных преступлений, фактически не принимались.
Не являются единичными факты отсутствия контроля за ходом и результатами рассмотрения представлений, внесенных в порядке ч. 2 ст. 158 УПК РФ.
По итогам надзорных мероприятий в целях устранения выявленных нарушений прокурором края начальникам УФСКН России по краю, УМВД России по краю и ГУ ФСИН России по краю внесены представления, а также руководителю СУ СК России по краю направлена соответсвующая информация.
Кроме этого, в территориальные органы внутренних дел прокурорами внесено 50 представлений, в следственные отделы СУ СК России по краю направлено 19 информаций.
Результаты рассмотрения принятых мер прокурорского реагирования поставлены на контроль в прокуратуре края.