Новости

Прокуратуры РФ

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Сибирский федеральный округ Республика Тыва

10 мая 2022 года НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО    Ветеран Великой Отечественной войны, труженик тыла,  работник прокуратуры Республики Тыва  Куулар Шагдыр Седий-оолович

НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО

Ветеран Великой Отечественной войны, труженик тыла,

работник прокуратуры Республики Тыва

Куулар Шагдыр Седий-оолович

Куулар Ш.С. родился 18 октября 1931 г. в селе Хорум-Даг Дзун-Хемчикского района Тувинской АССР, в семье крестьянина.

Его трудовая деятельность началась в 1942-1943 гг., в годы Великой Отечественной войны, когда ему было 11-12 лет. В архиве содержатся документарные свидетельства того, что Шагдыр Седий-оолович в детстве перегонял из Кызыла в Абакан скот, собранный жителями Тувинской Народной Республики в помощь фронту.

Обучаясь в школе, Куулар Ш.С. проявил интерес к работе следователей, прокуроров. Несмотря на трудное детство, первым из представителей коренного населения получил высшее юридическое образование.

В 1950 г. после окончания средней школы выпускники школы Шагдыр Седий-оолович Куулар и Василий Дамбаевич Дорун-оол обратились к прокурору автономной области Игнатию Константиновичу Бакулину с просьбой дать направление в юридический вуз. Клавдия Фадеевна Колупаева (Байыр-оол) оформила юношам документы, и через восемь суток Шагдыр и Василий добрались поездом из Абакана в Москву.

В те годы инвалиды и участники Великой Отечественной войны принимались в вузы вне конкурса. Вчерашним школьникам из Тувы пришлось приложить немало сил, чтобы оказаться в числе студентов Московского юридического института. С первого раза они не поступили. Пришлось сдавать экзамены повторно, но опять подвел экзамен по иностранному языку. Абитуриенты обратились к постоянному представителю автономной области в Москве Сату Комбуевичу Намчаку, который, в порядке исключения, добился, чтобы парни вместо немецкого сдавали русский язык. Юноши, выросшие среди русских, свободно разговаривали на их языке, и их вне конкурса приняли в институт.

После получения диплома Куулара Ш.С. направили исполнять обязанности прокурора Овюрского, а затем – Тоджинского районов, где он работал с 1956 по 1962 год. Необходимо уточнить, что до окончания института Шагдыр Седий-оолович успел год проработать стажером-следователем в прокуратуре Кунцевского района Москвы, поэтому прокуратура Улуг-Хемского района, которую возглавлял Константин Бадыкович Даш-оол, получила грамотного юриста, хорошо подготовленного теоретически и имеющего определенные практические навыки.

Вскоре прокурором Тувинской автономной области был назначен Александр Бюрбюевич Даваа, работавший ранее в партийных органах. Шагдыра Седий-ооловича в это время перевели в следственный отдел областной прокуратуры, который возглавлял грамотный юрист Ян Иванович Карелин (Машталлер).

Учеба в институте и последующая его трудовая деятельность являются примером беззаветной преданности, любви и уважения к выбранной профессии.

Куулар Ш.С. в органах прокуратуры республики служил более 30 лет. Работал в должностях народного следователя прокуратур Барун-Хемчикского и Улуг-Хемского районов, помощника прокурора Тувинской автономной области по надзору за органами милиции, старшего помощника прокурора Тувинской автономной области по надзору за рассмотрением в судах гражданских дел.

В 1962 г. был избран Председателем Верховного суда Тувинской АССР, затем народным судьей г. Кызыла.

В феврале 1971 г. вновь вернулся в прокуратуру Тувинской АССР и состоял в должностях прокурора следственного отдела по надзору за следствием и дознанием в органах МВД прокуратуры республики, старшего следователя, заместителя начальника следственного отдела прокуратуры республики, помощника прокурора Тувинской АССР по надзору за исполнением законов в отношении несовершеннолетних, заместителя начальника следственного отдела прокуратуры Республики Тыва, и.о. старшего помощника прокурора республики по кадрам, помощника прокурора республики по особым поручениям, начальника отдела по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью – заместителя начальника следственного управления прокуратуры республики.

Активно взаимодействовал со средствами массовой информации: публиковал ст. на русском и тувинском языках, выступал по местному радио. Следовал принципу сохранения лучших древних традиций дружелюбия тувинского народа, достижения согласия между людьми и взаимопомощи в трудную минуту. Применяя свой богатый личный и профессиональный опыт, систематически оказывал юридическую и практическую помощь следственным работникам.

Несмотря на свой почтенный возраст, являясь ветераном прокуратуры, оказывал всестороннюю помощь молодым специалистам горрайпрокуратур. Понимая существующие проблемы с кадрами в органах прокуратуры, оставался работать и оказывал немалую поддержку руководству в решении кадровых вопросов. Многие молодые работники, разочарованные трудностями в своей профессии, после беседы с Кууларом Ш.С. оставались в прокуратуре, продвигались по службе и добивались положительных результатов в работе.

За многолетнюю и добросовестную работу в органах прокуратуры Куулару Ш.С. присвоены почетные звания «Заслуженный юрист РФ» и «Заслуженный работник Республики Тыва», он награжден нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры РФ», медалью «Ветеран труда», медалью «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», почетными грамотами ЦК ВЛКСМ, Тувинского областного Совета профсоюзов, Председателя Верховного Совета Тувинской АССР.

Имя Куулара Ш.С. широко известно не только среди работников правоохранительных и судебных органов, но и среди населения республики.

Описание жизни Шагдыра Седий-ооловича будет неполным, если не упомянуть о личных заботах ветерана. Женился Шагдыр Седий-оолович на дочери отличника народного образования СССР, народного учителя Тувы Алексея Мукур-ооловича Белек-Байыра и Марии Комбужаевны, долгие годы проработавшей в музее. Татьяна Алексеевна тоже была учительницей. В 1959 году она родила сына Андрея, с которым семья связала все надежды на будущее, вкладывая в его воспитание и образование много времени, сил и средств.

Андрей Шагдырович поступил в Рижский институт инженеров гражданской авиации, по окончании которого работал авиадиспетчером в Богучанах Красноярского края и там же обзавелся семьей. Со временем его потянуло в Туву. Он работал милиционером, а затем проходчиком на одной из шахт в п. Хову-Аксы. В ночь с 17 на 18 апреля 1990 года в шахте случилась катастрофа, погибли люди. Среди них был и Андрей Куулар. Его супруга осталась с двумя сыновьями.

Не сломил Шагдыра Седий-ооловича и уход из жизни верной спутницы Татьяны Алексеевны. Он был единственным мужчиной, и падать духом в этой ситуации ему было нельзя.

В 1997 году старший советник юстиции Куулар Шагдыр Седий-оолович вышел в отставку на пенсию за выслугу лет, жил заботой о невестке и внуках. 17.07.2010 Шагдыра Седий-ооловича не стало, но память о нем живет в сердцах коллег.

Интервью Куулара Ш.С., 2000-е годы.

– В то время все уголовные дела, – вспоминает Шагдыр Седий-оолович, – расследовали только работники прокуратуры. Милиция занималась дознанием. Конечно, тогда не было таких преступлений, как разбойные нападения, рэкет, изнасилования. Но не было и нынешней техники. О компьютерах и говорить не приходится. Отсутствовала телефонная связь. На место происшествия следователи выезжали на лошадях. Удивляет колоссальная работоспособность юристов разных национальностей, которые помогали тогда становлению тувинской прокуратуры. Они не жаловались на отсутствие транспорта – ездили верхом на конях, работали с переводчиком, так как не знали тувинского языка. И, отметим, в те годы не было волокиты в расследовании дел. Самые запутанные дела расследовались не дольше двух месяцев.

И действительно, как свидетельствуют документы архивов, в 1956 году работниками прокуратуры возбуждено 128 уголовных дел по тяжким преступлениям. Расследовано 125 уголовных дел. Лишь три преступника остались безнаказанными.

В 1962 году Шагдыра Седий-ооловича назначают председателем Верховного суда Тувинской АССР. Через три года он попадает в больницу – ему делают сложнейшую операцию. Медики дали заключение: пациент не сможет работать в командировках. До 1970 года Ш.С. Куулар возглавлял народный суд города Кызыла, а потом снова возвратился в прокуратуру республики, где работал старшим следователем. Ему поручали самые сложные дела. И снова командировки, поездки в отдаленные районы Тувы.

Шагдыр Седий-оолович, через Ваши руки и как следователя прокуратуры, и как государственного обвинителя прошли тысячи уголовных дел. Это море крови, грязи, человеческой подлости, – разговариваю с ветераном. – Неужели все это Вам не надоело за годы работы? Вы давно на пенсии, уважаемый всеми человек, но продолжаете работать членом квалификационной коллегии Верховного суда РТ…

– Вопрос понятный, хотя и очень сложный. Думаю, что отдых я заслужил. В 1954 году я получал 67 рублей. Баран в то время стоил 10 рублей. В принципе, это были нормальные деньги. В предперестроечное время работников прокуратуры не баловали. Скажем, сотрудники милиции имели зарплату выше, чем мы – им платили за звание, и льгот у них было больше. И с уголовным делом нас могли вызвать в обком партии. Но ведь никто из нас, стариков, работу в прокуратуре не бросал. До сих пор в республиканской прокуратуре работают пенсионеры. Чем объяснить, что мы долго находимся в строю? Может, громко сказано, но, думаю, тем, что любим свою работу, верны своей профессии и своему долгу. В 1997 году я ушел на пенсию. Как сидеть и не работать?! Пошел преподавать уголовное право и другие дисциплины на юридическом факультете Российского государственного гуманитарного университета. В 2002 и 2003 годах преподавал в Московской финансовой юридической академии. В квалификационной коллегии Верховного суда РТ мы принимаем экзамены. Решаем вопрос о приеме на работу и прекращении полномочий мировых, федеральных судей и членов Верховного суда РТ…

Раньше я поддерживал государственное обвинение в Верховном суде Тувы по многим уголовным делам. Так, высшую меру наказания я просил применить к подсудимым, убившим двух рыбаков и ребенка на Сут-Холе, преступникам, убившим четырех человек, из них двух подростков, в Тодже. Я сам расследовал уголовное дело по убийству водителя Елисеева, которого четыре парня задушили шнуром и закопали на берегу речушки Элегест.

– Сейчас из УК РФ убрана ст. об отмене смертной казни. А вы в своих обвинительных речах нередко требовали применения высшей меры. Как это понимать?

– Я предлагал, а приговор выносил судья. Считаю, что ст. о применении высшей меры наказания из УК России убирать было нельзя. Согласен, что не всегда их нужно было применять. Но преступник, совершивший умышленное убийство, знал и чувствовал, что над его головой висит карающий меч Закона, что за чужую жизнь он может поплатиться своей. Я убежден, что у Наумова, совершившего ряд страшных убийств в Кызыле, после того, как Верховный суд России оставил приговор нашего Верховного суда без изменения, и он узнал, что будет расстрелян, цинизма поубавилось. Это послужило хорошим уроком и для других убийц, потерявших человеческий облик.

На старости, видимо, я стал очень суеверным. Но жизнь не раз доказывала на практике: сколько зла человек натворит на этой грешной земле, столько же его и вернется к нему и его детям. Вероятно, Бог все-таки есть на небе.

Шагдыр Седий-оолович, Вам никогда преступники не угрожали?

– Представьте себе, что за сорок лет работы я не услышал ни одной угрозы. Должен сказать, что за свою жизнь я не «посадил» ни одного невиновного, и ни одного виновного не освободил. Совесть моя чиста перед Богом, перед людьми, перед собой. Мне приходилось часто выступать с беседами перед заключенными в исправительно-трудовых учреждениях Кызыла и Ак-Довурака. В Карагаше, где отбывающие наказание валили лес, мне приходилось спать вместе с заключенными. И я не чувствовал себя в опасности. На моей памяти от рук преступников погиб только один наш работник – в 1963 году ударом ножа был убит помощник прокурора автономной республики Танов Иргилович Майдыр. Я судил этих бандитов. Один из них был приговорен к высшей мере наказания. Убийцы не знали, что их жертва работала в прокуратуре – удары наносились из хулиганских побуждений.

Скажите, а Вам взятку когда-либо предлагали?

– Не предлагали ни разу. Во-первых, преступники и их близкие очень хорошо осведомлены, кого можно купить, а кого – нельзя. А во-вторых, как правило, прокуратура расследует не экономические преступления, а убийства. Позволить убийце улизнуть от наказания, значит, совершить преступление и перед законом, и перед родными погибшего, перед памятью о нем. В конце концов, такой проступок блюстителя закона послужит началом цепочки новых преступлений. Попытки повлиять на меня через друзей и знакомых были, но я на сделки со своей совестью никогда не шел.

Интервью записал Василий Кривдик

(печатается в сокращении)

Новость на сайте Прокуратуры РФ Республики Тыва

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2022:05:10 12:24 (МСК)

Законодательство: Статья 128 УК РФ Незаконное помещение в психиатрический стационар

Регионы России: СФО, Республика Тыва

Другие тэги

Все новости по тэгу ""
Добавить на Яндекс

Календарь новостей

Интернет-приемная
Республика Тыва

Последние новости

Все новости