Прокурор края 23 ноября 2021 года принял участие в первом заседании второй сессии Законодательного Собрания Красноярского края, на котором рассмотрено 44 вопроса, из них 30 – законопроекты.
Все проекты законов проанализированы прокуратурой края на стадии разработки и обсуждения в комитетах Законодательного Собрания края.
По инициативе прокурора края в окончательном втором чтении принят законопроект, разработанный совместно с Правительством края в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности.
В соответствие с изменившимся федеральным законодательством приведено 24 краевых закона, регулирующих осуществление регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Основная цель принятого закона – защита прав предпринимателей при осуществлении проверочных мероприятий, формирование понятных и четких нормативных требований к хозяйствующим субъектам, снижение риска причинения вреда охраняемым законом интересам бизнес-сообщества.
По итогам рассмотрения обращения на личный прием к Прокурору края инициировано изменение краевых законов ,
Депутатами единогласно поддержана инициатива прокурора края об изменении краевых законов «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» и «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа)», поскольку они ограничивают возможность подтверждения факта проживания гражданина в сельском населенном пункте и влекут отказ органов социальной защиты в предоставлении социальной помощи по мотивам отсутствия регистрации по месту жительства. Данные изменения предложены по результатам рассмотрения принятого на личном приеме прокурором края обращения жительницы г. Енисейска в июне 2021 г.
Краевые законы дополнены положениями, устраняющими ограничения на получение мер социальной поддержки гражданами, проживающими в сельских местностях края.
Также депутатами внесены изменения, учитывающие поступающие в органы прокуратуры обращения граждан о допускаемых органами социальной защиты нарушениях при определении размера субсидий на оплату коммунальной услуги по отоплению.
Нарушения обусловлены неоднозначной трактовкой положений краевых законов «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» и «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа)».
Дело в том, что порядок формирования размера платы за коммунальную услугу по отоплению урегулирован Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Такой порядок различен для разного типа многоквартирных домов (оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии и не оборудованных такими приборами учета), для разного вида отопления (централизованное, газовое, печное, электрическое).
Предложенные прокуратурой края поправки приводят краевой закон в соответствие с требованиями Постановления № 354, упрощают порядок предоставления субсидий и мер социальной поддержки, делают их более прозрачными и понятными для граждан.
Принятые изменения позволят исключить нарушения прав граждан при расчете социальной выплаты в связи с корректировкой размера платы граждан за коммунальную услугу по отоплению.
На заседании сессии в первом чтении поддержаны инициированные краевым Правительством по предложениям прокуратуры края изменения в Закон края «О социальной поддержке граждан, переселяющихся из городского округа город Норильск и городского поселения город Дудинка Красноярского края».
Поправки связаны с внесением изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Законом уточнены категории граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, порядок расчета размера социальных выплат в случае отчуждения гражданами жилых помещений. Гражданам предоставлено право принять решение — отчуждать или нет в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, расположенное в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за их пределами. Определен порядок расчета размера социальной выплаты в случае принятия решения не отчуждать жилье.
По требованию прокуратуры края в соответствие с федеральным законом приведен Уставный закон края «О Счетной палате Красноярского края».
В ходе проведенной прокуратурой края проверки установлено, что Уставным законом Красноярского края «О Счетной палате Красноярского края» предусмотрена возможность проведения краевым органом финансового контроля иных мероприятий, помимо экспертно-аналитических и контрольных, а также внеплановых проверок. Кроме того, предусмотрено обязательное включение в годовой план работы Счетной палаты края поручений председателя Законодательного Собрания Красноярского края.
Указанные положения противоречат Бюджетному кодексу РФ и Федеральному закону «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований», являются неопределенными и могут повлечь существенное нарушение прав лиц, в отношении которых Счетной палатой края организованы контрольные и аналитические мероприятия.
Мотивированный протест прокурора края на соответствующие положения Уставного закона края «О Счетной палате Красноярского края» в марте 2020 г. был отклонен Законодательным Собранием края, что послужило поводом для обращения прокурора края в суд с иском о признании недействующими таких положений.
Решением Красноярского краевого суда, оставленным без изменения апелляционной инстанцией, требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
На состоявшейся 23 ноября сессии Законодательным Собранием края решение суда исполнено, положения краевого закона приведены в соответствие с федеральным законодательством.