Новости

Прокуратуры РФ

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Северо-Западный федеральный округ Республика Коми

22 июля 2021 года В прокуратуре Республики Коми обсуждены итоги работы ведомства за минувшее полугодие

Сегодня в прокуратуре Республики Коми состоялось расширенное заседание коллегии, на котором обсуждены итоги работы органов прокуратуры республики по укреплению законности и правопорядка за первое полугодие 2021 года.

В работе коллегии приняли участие Глава Республики Коми Владимир Уйба, Председатель Государственного Совета Республики Коми Сергей Усачев, заместитель начальника управления Генеральной прокуратуры РФ по Северо-Западному федеральному округу Борис Новиков, руководители правоохранительных органов республики, заместители прокурора республики, работники центрального аппарата прокуратуры республики, прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур.

С основным докладом выступил прокурор Республики Коми Николай Егоров.

Второй блок коллегии был посвящен докладам заместителей прокурора республики и выступлениям руководителей структурных подразделений центрального аппарата региональной прокуратуры, третий – заслушиванию прокуроров ряда городов и районов.

Приводим полный текст выступления прокурора Республики Коми Николая Егорова:

«Уважаемый Владимир Викторович, Сергей Анатольевич, Борис Анатольевич, коллеги.

Сегодня мы традиционно подводим итоги работы минувшего полугодия, чтобы оценить, насколько своевременным и актуальным было наше реагирование на происходящие процессы в обществе, осознать, всё ли возможное мы сделали для защиты прав и свобод жителей республики, интересов государства, и насколько эффективно решали одну из главных прокурорских задач – добиваться полного и безусловного устранения нарушений, кем бы они не были допущены.

Прошедший год ознаменовался принятием поправок в Конституцию РФ. В связи с чем первоочередной задачей на заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ поставлено приведение региональной и муниципальной правовой базы в соответствие с изменившимся законодательством.

Региональным парламентом во взаимодействии с прокуратурой республики внесены изменения в положения Конституции Республики Коми, приняты важные законы. Большая работа по подготовке законодательных актов проведена органами исполнительной власти.

Вместе с тем только после информационного письма прокуратуры республики о внесенных изменениях в 25 федеральных законов по вопросам гражданства РФ прокурорами городов и районов инициированы изменения в уставы и иные муниципальные правовые акты. Самостоятельно эта работа не проводилась, что свидетельствует о недостаточности принимаемых мер в этом направлении. В связи с этим заместителей прокурора республики, прокуроров городов и районов прошу взять на особый контроль данную работу, в ходе надзорных мероприятий анализировать нормативные правовые акты, давать оценку их законности.

В минувшем полугодии органы прокуратуры республики активно реализовывали правозащитный потенциал и упреждающий надзор для решения острых социальных и экономических проблем, принимали меры, направленные на повышение качества жизни населения, полную реализацию прав и свобод граждан, недопущение социальной напряжённости.

В минувшем полугодии пресечены многочисленные факты невыплаты работодателями заработной платы, расчета при увольнении, оплаты отпусков, пособий по временной нетрудоспособности. В результате принятых мер прокурорского реагирования, в том числе возбуждения 7 уголовных дел по ст. 145.1 УК РФ, возвращены долги по зарплате и иным выплатам на сумму свыше 98 млн. рублей 1100 работникам, а на 1 июля по сравнению с началом года нам удалось добиться снижения официально учитываемой задолженности более чем на 25%. Ее размер составил 16,2 млн рублей, тогда как в прошлом году она в разные периоды превышала 50 млн рублей.

Вместе с тем, как показала проверка Генеральной прокуратуры РФ, эти меры остаются недостаточными. Некоторые прокуроры слабо проводят аналитическую работу, не запрашивают сведения о состоянии законности и не проводят сверки с территориальными органами государственной инспекции труда, службы судебных приставов, подразделениями налоговых органов и Росреестра, что не позволяет профилактировать нарушения и обеспечивать упреждающий надзор, в результате недобросовестные работодатели остаются вне поля зрения прокуратуры.

Нашу работу в этой самой социально значимой сфере недопустимо сводить только к предъявлению исков и привлечению к административной ответственности. На коллегии по итогам 2020 года я обращал внимание прокуроров и давал поручение принципиально подходить к установлению «серых схем» выплаты заработной платы. Однако исполнили его лишь прокуроры Сыктывкара и Усинска, выявившие единичные нарушения.

Поручаю отраслевому управлению запланировать и провести в ближайшее время семинарские занятия с прокурорами-предметниками с целью оказания практической помощи по организации надзора за исполнением законодательства о труде, а прокуроров городов и районов предупреждаю о персональной ответственности за положение дел на этом направлении.

Не ослабевает внимание прокуроров вопросам соблюдения прав граждан в условиях распространения коронавирусной инфекции, особенно при осуществлении своевременных стимулирующих и страховых выплат, социальной поддержки семей с детьми, лекарственного обеспечения.

Так, по актам реагирования прокуроров Сыктывкара, Воркуты, Ухты и Вуктыла устранены нарушения при осуществлении стимулирующих выплат медицинским работникам. По иску прокурора Удорского района водителю скорой помощи произведены такие выплаты в размере 45 тыс. рублей.

В Инте, Ижемском и Усть-Вымском районах, Эжвинском районе г. Сыктывкара прокурорами предъявлены иски о взыскании единовременных выплат семьям с несовершеннолетними детьми. Три таких семьи уже получили деньги в общей сумме 50 тыс. рублей.

По представлению прокурора Эжвинского района устранены нарушения при приёмке в медучреждение 8 аппаратов искусственной вентиляции легких с конструктивными недостатками без составления соответствующих документов. Поставщиком произведена замена неисправных элементов, аппараты введены в эксплуатацию. Виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Дефицит лекарственных препаратов, ограничительные меры, срывы сроков поставки лекарств, снижение количества участников фармацевтического рынка способствовали возникновению перебоев с наличием лекарств и увеличению числа отсроченных рецептов почти до 4000 по региональной льготе и порядка 300 – по федеральной. При этом прокурорами в судебном порядке защищены права только 11 граждан. Обращаю внимание каждого прокурора, что до конца года необходимо принять все возможные меры по восстановлению права каждого гражданина, который до сих пор не получил жизненно важный для него лекарственный препарат.

Следует продолжить работу по мониторингу СМИ на предмет выявления нарушений в данной сфере. К примеру, прокурорами г. Сыктывкара и Усть-Вымского района выявлены Интернет-сайты, где размещены сведения о продаже медицинских справок об отсутствии заболевания новой коронавирусной инфекцией, оформление которых невозможно без фактического обращения в медицинскую организацию и вызова врача. По таким фактам в суды направлено 6 исков о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещённой к распространению в РФ. По итогам рассмотрения трёх исков сайты уже заблокированы, по остальным доступ будет ограничен после вступления решений суда в законную силу.

Много острых и чувствительных для граждан республики вопросов остаётся в сфере ЖКХ, и, поскольку наш регион северный, особенно в сфере подготовки и прохождения отопительного сезона.

На сегодняшний день мы отмечаем крайне низкие темпы подготовки коммунального комплекса к зиме. Особые опасения вызывает подготовка к прохождению зимних максимумов в Вуктыле. На сегодняшний день Вуктыл единственный в республике не завершил подготовку к зиме ни одной из 5 котельных, работы по замене ветхих энергосетей не начаты.

В феврале решение коммунальных проблем города потребовало выезда аппарата прокуратуры республики и возбуждения уголовных дел в отношении работников системы ЖКХ. В рамках устранения выявленных нарушений для повышения качества теплоснабжения и горячего водоснабжения ООО «Аквасервис» приобретены и установлены дополнительные пластины на теплообменники Центральной котельной г. Вуктыл, а также три ионообменных установки для химической подготовки воды, питающей котлоагрегаты. Закуплен новый котел на горячее водоснабжение города (ведутся монтажные работы). Стройжилнадзор обеспечивает стопроцентную проверку готовности к зиме жилого фонда.

В целях предотвращения неблагоприятных ситуаций, связанных с работой объектов ЖКХ в осенне-зимний период, прокуроры принимают активное участие в работе муниципальных штабов по подготовке к отопительному периоду, а также работе муниципальных комиссий по погашению задолженности за коммунальные ресурсы. В Ухте, Вуктыле и Усть-Куломском районе по представлениям прокурора организациями ЖКХ и органами местного самоуправления приняты меры к погашению просроченной кредиторской задолженности. Прокурор Корткеросского района направил представление в орган местного самоуправления об обязании оборудовать муниципальные учреждения приборами учета тепловой энергии, а прокурор Удорского района - о понуждении к проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации.

Прокурором Сыктывкара выявлен факт ненадлежащего планирования ОАО «Сыктывкарский водоканал» работ по капитальному ремонту ветхих водопроводных сетей. Участки для проведения ремонта выбирались без учета сведений об их техническом состоянии, что повлекло возникновение аварийных ситуаций. Должностные лица муниципалитета оставили эти факты без внимания. По результатам проверки ОАО «Сыктывкарский водоканал» привлечено к административной ответственности по ст. 9.11 КоАП РФ за нарушение правил эксплуатации тепловых сетей, а информация по факту халатности должностных лиц направлена в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Итогом рассмотрения представления прокурора города стало принятие муниципалитетом решения о направлении 18,5 млн рублей прибыли гарантирующей организации по результатам работы за 2020 год на выполнение работ по капитальному ремонту и перекладке водопроводных сетей. Планируемая протяженность сетей, подлежащих капитальному ремонту и реконструкции в 2021 году, увеличена на 23%.

В целях реализации прав граждан на комфортные условия проживания прошу обеспечить полноту надзора за исполнением законодательства в обозначенной сфере, добиваясь путём принятия мер прокурорского реагирования качественного предоставления услуг населению. Вся нормативная и информационно-методическая база для этого у вас есть.

Как справедливо отметил Президент России на итоговой коллегии в Генпрокуратуре 17 марта этого года, «на стратегические национальные проекты выделяются значительные государственные деньги, и эти средства должны работать на развитие, на повышение качества жизни людей. Нарушения и злоупотребления здесь должны пресекаться и строго наказываться».

В минувшем полугодии нами выявлено более 200 нарушений в этой сфере, по актам реагирования 45 должностных лиц понесли дисциплинарную, либо административную ответственность.

На финансирование национальных проектов в республике в 2021 году предусмотрено 8, 5 млрд. руб. На 1 июля освоено лишь 2 млрд 400 тыс. руб. или 28,1% от общего объема средств. Причины незначительного освоения бюджетных средств отчасти объективные – это не наступление сроков исполнения обязательств по контрактам, погодные условия, не позволяющие начать выполнение строительно-ремонтных работ в начале календарного года. Однако стоит отметить недостаточную активность прокуроров в надзорном сопровождении проектов, имеющих высокие риски недостижения целевых показателей в запланированные сроки.

Так, основными проблемами реализации национального проекта «Жилье и городская среда» являются низкие темпы заключения органами местного самоуправления муниципальных контрактов в целях расселения граждан из аварийного жилого фонда при своевременном доведении финансирования, а также низкий уровень – всего 2% – кассового исполнения регионального проекта «Формирование комфортной городской среды».

В рамках федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» нацпроекта «Здравоохранение» остаются риски недостижения целевых показателей по строительству 19 фельдшерско-акушерских пунктов. Реализация комплекса работ по их проектированию и строительству должна быть завершена в 2021 году, сроки строительства по 8 из них уже нарушены, по 10 ФАПам срок наступит 31.08.2021, однако темпы строительства очевидно свидетельствуют о его нарушении.

В 2021 году имеются риски невыполнения целевых показателей мероприятий по приобретению (выкупу) объекта капитального строительства Детский сад на 150 мест в г. Сыктывкаре в связи с отсутствием объекта. Из 142 мест, подлежавших созданию в частных дошкольных образовательных организациях в 2020 году, до настоящего времени не создано 41.

Более того, на 1 июля общая сумма задолженности по налогам и сборам 26 организаций-исполнителей по муниципальным контрактам составляет 830 млн рублей.

От прокуроров на местах, где в 2021 году возводятся объекты капитального строительства, требую обеспечить комплексный сопровождающий надзор, с посещением всех строек. Обеспечить эффективность актов реагирования и ваше личное участие при их рассмотрении, а также ежеквартальное обсуждение вопросов реализации нацпроектов на заседаниях действующих рабочих групп.

Согласно данным Индекса административного давления на бизнес, ежегодно разрабатываемого Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, Республика Коми по итогам 2020 г. значительно улучшила свои позиции и вошла в топ-30 регионов, заняв 26 место, тогда как по итогам 2019 года мы были на 81 месте. В этом есть и наш вклад.

В минувшем полугодии прокурорами органам контроля отказано в согласовании проведения каждой третьей внеплановой выездной проверки (отклонено 61 из 162 таких заявлений). По результатам 80 проверок в деятельности контролирующих органов выявлено и пресечено 135 нарушений закона, в том числе 66 – в отношении субъектов малого и среднего бизнеса, за что 31 лицо привлечено к административной и дисциплинарной ответственности.

К примеру, вмешательства потребовало незаконное проведение Управлением ЖКХ администрации Сосногорска внеплановой проверки в отношении субъекта малого бизнеса. По постановлению прокурора инспектор органа муниципального контроля, привлечен к ответственности с назначением штрафа.

С 1 июля вступили в силу положения Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». Основная цель нового регулирования – сместить акцент с проведения проверок на профилактику нарушений и предоставить бизнесу больше гарантий при взаимодействии с органами контроля. Задача прокуроров – обеспечить законность контрольно-надзорной деятельности.

В этих целях принят и с 1 июля вступил в силу приказ Генерального прокурора РФ № 294. Требую обеспечить неукоснительное его соблюдение при рассмотрении проектов ежегодных планов контрольных (надзорных) мероприятий, согласовании контролирующим органам внеплановых мероприятий. Обращаю внимание, что теперь согласованию с прокуратурой подлежат не только внеплановые выездные проверки, но и иные внеплановые мероприятия, такие как контрольная и мониторинговая закупки, выборочный контроль, инспекционный визит и рейдовый осмотр. Особое внимание следует уделить вопросу надлежащего формирования Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, который должен стать основным инструментом взаимодействия инспектора, прокурора и контролируемого лица.

Отдельно напомню вам и о недопустимости подмены контролирующих органов и создания, тем самым, излишнего административного давления на бизнес. Подобные факты выявлены комиссией Генеральной прокуратуры в отдельных территориальных прокуратурах республики.

Остается напряженной ситуация с оплатой государственными и муниципальными заказчиками исполненных предпринимателями контрактов.

Размер такой задолженности только за полугодие увеличился на 27 млн рублей и на 1 июля составил 114 млн рублей по 763 исполненным контрактам, в том числе 83 млн рублей по государственным контрактам и договорам, 31 млн рублей – по муниципальным. Все 10 региональных заказчиков, задолжавших предпринимателям 83 млн рублей, относятся к государственным учреждениям здравоохранения. Наибольшие долги образовались в Воркутинской больнице скорой помощи (почти 34 млн рублей) и Вуктыльской ЦРБ (14,4 млн рублей).

Причины известны – это и недостаточность бюджетных ассигнований, и средств обязательного медицинского страхования, а также субъективные факторы – слабая работа с дебиторами и неудовлетворительные результаты контроля качества медицинской помощи, повлекшие применение штрафных санкций к учреждениям здравоохранения.

Основными должниками на муниципальном уровне являются заказчики, осуществляющие деятельность на территории Усть-Цилемского района и Ухты.

Допускаемые нарушения при оплате контрактов потребовали внесения 35 представлений, привлечения к административной ответственности 9 должностных лиц. По результатам возвращены долги по контрактам на сумму 24,3 млн рублей.

К примеру, в связи с неэффективностью мер по погашению задолженности по контрактам, принимаемых республиканским санаторием «Серегово» после возобновления деятельности, прокурором Княжпогостского района руководителю учреждения внесено представление. В результате долги перед предпринимателями по 20 контрактам погашены на сумму более 1,150 млн рублей. Погашение оставшейся задолженности в размере 800 тыс. рублей остается на контроле.

В целом по нарушениям, допускаемым в этой сфере, прокуратурой республики внесено представление в Правительство Республики Коми.

Эту работу надлежит продолжить, а при необходимости, защищая права хозяйствующих субъектов, проявить принципиальность и требовать уголовно-правовой оценки бездействию заказчиков по ст. 169 УК за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности.

Не остаются без внимания вопросы осуществления прокурорского надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Одной их важнейших тем здесь является сохранение лесного фонда.

Сейчас республика проходит пик пожароопасного сезона, ещё до начала которого, мы констатировали недостаточность выделенных денежных средств на тушение лесных пожаров.

С начала сезона уже зафиксировано 118 пожаров на площади свыше 5 тыс га, в большинстве районов сохраняется 4 класс пожарной опасности, а в двух – самый высокий – 5 класс опасности.

Вместе с этим республика не в полной мере готова к противодействию стихии в случае неблагоприятного развития обстановки. Количество лесных пожарных составляет только треть от норматива, а обеспеченность техникой – 75%. Крайне недостаточно финансирование авиации, задействованной в выявлении и тушении пожаров.

Всем прокурорам необходимо по каждому факту возгорания в лесах проводить проверки достаточности и своевременности привлекаемых сил и средств для их тушения. Брать на контроль результаты процессуальных проверок по каждому такому факту, оценивая полноту принимаемых мер по установлению лиц, причастных к возникновению пожаров.

Осложняет лесопожарную обстановку большое количество несанкционированных мест размещения отходов в лесах. По данным Минприроды республики на территории лесного фонда расположено 216 мест размещения отходов. В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства России № 1156, ликвидация таких свалок должна осуществляться региональным оператором по обращению с отходами, с последующим взысканием затраченных средств с владельца земельного участка. Однако данный механизм на территории республики пока не заработал. Поручаю Сыктывкарскому природоохранному прокурору проработать данный вопрос и в дальнейшем обсудить на координационном совещании по обеспечению правопорядка при Главе республики.

Существенное повышение закупочных цен предприятий-импортеров на круглые пиломатериалы требует от нас повышенного внимания вопросам пресечения незаконных рубок древесины. Вместе с тем, в текущем году количество выявленных фактов незаконных порубок сократилось с 68 до 50, количество уголовных дел данной категории – с 22 до 14, что явно свидетельствует о недостаточной работе органов внутренних дел и участковых лесничеств по пресечению нелегальных лесозаготовок.

Другой острой проблемой обеспечения экологической безопасности региона остаются нефтеразливы. 11 мая на территории Ненецкого автономного округа произошёл порыв нефтепровода ООО «ЛУКОЙЛ-Коми». В результате загрязнены нефтью реки Колва, Уса, Печора, а последствия аварии до настоящего времени не устранены. Как показали прокурорские проверки к столь масштабным последствиям привела неготовность предприятия к ликвидации загрязнения. Достаточных сил и средств для этого не имелось, а план ликвидации аварийных разливов нефти вообще не предусматривал порядка действий ликвидаторов аварии в период весеннего ледохода.

В этой связи Печорскому природоохранному межрайонному прокурору необходимо сосредоточить усилия на проверке предприятий, эксплуатирующих трубопроводный транспорт, на предмет соблюдения ими установленных требований промышленной безопасности.

Серьезной проблемой в масштабах страны является обеспечение прав граждан – участников долевого строительства. К сожалению, с 2019 года не восстановлены права 103 дольщиков жилого дома по ул. Стахановской г. Сыктывкара, который внесен в Единый реестр проблемных объектов. Сейчас решается вопрос о достройке этого дома за счет средств федерального фонда. Вместе с тем, в настоящее время 13 многоквартирных домов в республике строятся с привлечением средств граждан. Учитывая существенный рост цен на строительные материалы высока вероятность появления новых «проблемных» объектов в г. Сыктывкаре и Ухте.

Поручаю прокурорам обеспечить текущий надзор за каждым объектом долевого строительства уже со стадии выбора земельного участка. Особое внимание обращать на соблюдение порядка прохождения разрешительных процедур в строительстве, выполнение застройщиками мероприятий по защите прав дольщиков.

Среди безусловных приоритетов прокуроров – охрана прав несовершеннолетних. Дети и подростки – тем более, оказавшиеся без попечения семьи, родных – уязвимы и находятся в зоне риска.

У нас достаточно государственных органов, отвечающих за различные аспекты жизни и развитие подрастающего поколения. Но не все они готовы работать так, чтобы в полной мере обеспечить реализацию прав детей и молодёжи, их защиту.

В минувшем полугодии потребовалось вмешательство прокуроров в связи с невыплатой пособий и компенсаций семьям с детьми, не обеспечением школьников питанием, недостатками при организации дошкольного образования. Мерами прокурорского реагирования мы добивались восстановления прав детей-сирот на получение жилья. К сожалению, здесь ещё достаточно проблем. По данным регионального министерства образования, науки и молодежной политики на 1 июля право на обеспечение жильем нарушено у 1305 детей-сирот, органами местного самоуправления не исполнено 296 судебных решений о предоставлении жилых помещений лицам из их числа. При этом муниципалитетами освоено только 39% от общего объема средств, выделенных в 2021 году на эти цели. Риски не освоения субвенций существуют в Ижемском, Усть-Цилемском, Усть-Куломском, Прилузском и Сысольском районах, а также в Сыктывкаре. А там, где жильё предоставлено, контроль за его сохранностью практически не осуществляется – дети-сироты либо не вселяются в жилые помещения, либо сдают квартиры в поднайм, что прямо запрещено законом.

Во всём, что касается обеспечения прав детей, наши усилия должны иметь ощутимый результат. Контролируйте вопросы погашения задолженности по алиментам, обеспечения детей лекарствами, питания и безопасности в школах, дошкольных организациях, детских оздоровительных лагерях и социальных учреждениях, на дорогах, водных объектах. В центре особого внимания должна быть защита детей от негативной информации, размещаемой в сети Интернет, пресечение попыток по вовлечению подростков в несанкционированные протестные акции.

В связи с ростом преступных посягательств в отношении детей, особенно увеличившееся на 50% количество преступлений против половой неприкосновенности, призываю органы государственной власти выработать дополнительные меры по предупреждению сексуального насилия, вовлечь в эту работу и правоохранителей. А от прокуроров требую по каждому факту совершения преступления в отношении несовершеннолетнего давать принципиальную оценку работы органов системы профилактики, инициируя вопрос об ответственности должностных лиц, бездействие которых способствовало их совершению.

Еще раз необходимо остановиться на необходимости корректировки исковой работы прокуроров.

Как известно, одной из самых эффективных мер прокурорского реагирования является обращение прокурора в суд с исковым заявлением. В минувшем полугодии в судах республики мы защищали трудовые, социальные, пенсионные и жилищные права граждан, права несовершеннолетних, а также право на окружающую благоприятную среду, добивались реального исполнения судебных решений.

К примеру, в рамках исполнения судебных решений по искам Сыктывкарского природоохранного прокурора органами местного самоуправления ликвидированы 17 несанкционированных свалок путем сбора свыше 100 кубических метров мусора. Детям-сиротам предоставлено 35 квартир.

Но существует и обратная проблема. При предъявлении исковых заявлений к органам государственной власти и местного самоуправления прокуроры должны оценивать не только формальную сторону вопроса, но и уровень бюджетной обеспеченности, а также реальное влияние выявленных нарушений на состояние законности. Учитывая высокую дефицитность консолидированного бюджета республики до направления исковых заявлений, которые создадут дополнительную нагрузку на бюджет, необходимо принимать иные, несудебные меры понуждения к устранению выявленных нарушений. Оценивать принятые органами государственной власти и местного самоуправления меры по добровольному их устранению. Характерный пример – это иск прокурора Усинска о возложении на республику обязанности привести в нормативное состояние автомобильной дороги Усинск-Харьяга. Какова была цель этого иска, учитывая что реконструкция данного объекта включена в национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»?

Я прошу прокуроров очень взвешенно подходить к предъявлению подобных исковых заявлений и согласовывать их направление с отраслевым управлением.

Как неоднократно отмечал Генеральный прокурор РФ нам необходимо добиваться исполнения каждого судебного решения и «со всей ответственностью относиться к надзорному сопровождению судебных приставов на данном направлении».

К примеру, еще в 2019 году был удовлетворен иск прокурора Сыктывдинского района о приведении в нормативное состояние автодороги близ села Зеленец. Однако до настоящего времени решение суда не исполнено, достаточные меры, направленные на его принудительное исполнение, подразделением службы судебных приставов не приняты. Данное бездействие вызвало широкий общественный резонанс и обращение жителей села Зеленец к Президенту РФ.

И таких примеров я могу привести немало, соответствующий реестр неисполненных решений у нас ведётся. Пользуюсь присутствием здесь руководителя Управления ФССП и призываю Вас в кратчайшие сроки провести ревизию исполпроизводств по таким решениям и принять необходимые меры по их исполнению. Результаты этой работы предлагаю обсудить на совместном заседании коллегий в 1 полугодии 2022 года.

Противодействие коррупции в силу негативных последствий, которые она за собой несет, и ее актуальности, продолжает оставаться одним из главных направлений нашей надзорной деятельности.

В текущем году количество преступлений коррупционной направленности увеличилось на 37,2 % и составило 118, большую часть из которых составляет взяточничество. Выявление преступлений – это результат надзорных полномочий прокуроров и оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел и Федеральной службы безопасности.

Взаимодействуя с правоохранительными органами, прокуроры также внесли свой вклад в противодействие коррупционным проявлениям, примеры тому в новых уголовных делах. Так, совместно с Управлением ФСБ установлены факты злоупотребления полномочиями и присвоения бюджетных средств директором и заведующей кафедрой Института естественных наук Сыктывкарского государственного университета. Ими на протяжении трех лет в отчетную документацию вносились ложные сведения о зачислении, обучении и последующем отчислении «фиктивных студентов». Стипендией и иными выплатами на сумму более 1 миллиона рублей они распорядились по своему усмотрению.

Успешность противодействия коррупции напрямую связана с лишением преступников имущественных благ и денежных средств, полученных в результате незаконных действий. По итогам проведенного в конце 2019 года координационного совещания правоохранительных органов республики нами внесены определенные коррективы в реализацию мер по обеспечению возмещения ущерба. К примеру, в течение этого полугодия обвиняемыми до направления уголовных дел в суд возмещён причиненный коррупционными преступлениями ущерб в размере 2,3 млн рублей. По ходатайствам следствия наложен арест на имущество преступников на сумму свыше и 288 млн рублей. По одному из таких уголовных дел судом при вынесении приговора директору муниципального предприятия сохранен арест на его имущество стоимостью свыше 5 млн рублей, который позволит исполнить уголовное наказание в виде штрафа и конфискации.

Вместе с тем, учитывая, что общий размер ущерба от коррупционных преступлений составляет более 400 млн рублей, прокурорам во втором полугодии надлежит уделить особое внимание его возмещению, а профильному отделу проанализировать эффективность мер, принимаемых правоохранительными органами и органами принудительного исполнения.

Противодействие коррупции – это не только количество преступлений и осужденных. Не менее эффективным является привлечение виновных лиц к административной ответственности за коррупционные правонарушения, штрафы за которые сопоставимы с уголовным наказанием.

Стабильно высокими остаются показатели нашей работы по привлечению виновных лиц к ответственности по ст. м 19.28, 19.29 Кодекса об административных правонарушениях за незаконное вознаграждение в интересах организаций и нарушение порядка трудоустройства бывших служащих. Количество лиц, привлеченных за данные правонарушения, составило 25, а общая сумма взысканных штрафов – свыше 3 млн рублей.

При этом Печорскому межрайонному прокурору, прокурорам городов Воркуты, Инты, Сосногорска, Эжвинского района города Сыктывкара, не выявившим ни одного коррупционного административного правонарушения, во втором полугодии надлежит внести коррективы в надзорную деятельность.

С учетом задач, поставленных Национальным планом противодействия коррупции, особое внимание было сконцентрировано на повышении эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Неисполнение служащими данной обязанности характеризуется высокой латентностью и существенными последствиями, в том числе влекущими уголовную ответственность. В текущем году выявлено 51 такое нарушение, большая часть которых установлена в деятельности государственных органов и учреждений спорта.

Так, по материалам прокурорской проверки возбуждено и расследуется уголовное дело в отношении директора республиканской школы по конному спорту, который с нарушением порядка предоставил земельный участок своей дочери, безвозмездно использовавшей его в предпринимательских целях более двух лет.

После внесенного нами представления заместитель министра спорта, обеспечивший в условиях конфликта интересов себе и третьим лицам выгоды и преимущества, освобожден от должности.

Уважаемые коллеги, одной из ключевых задач органов прокуратуры остаётся борьба с преступностью. Мы отвечаем за координацию правоохранительной деятельности, поэтому должны делать максимально возможное для снижения уровня криминальной угрозы, повышения раскрываемости преступлений, в том числе требуя более качественной работы от органов дознания и предварительного следствия.

В первом полугодии 2021 года деятельность правоохранительных органов осуществлялась в условиях снижения преступности на 13,1%. В структуре преступности отмечено снижение всех категорий преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких.

Совместными усилиями удалось добиться снижения убийств, причинения тяжких телесных повреждений, краж, грабежей, разбоев, преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств.

Следователями и дознавателями расследовано и направлено в суды более 3,5 тысяч уголовных дел, а общая раскрываемость достигла 65%, что существенно выше общероссийской (58 %).

Но есть и нерешенные проблемы. Одна из основных - это «пьяная» преступность. Удельный вес преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, у нас один из самых высоких в России, а в Усть-Цилемском, Усть-Вымском и Сысольском районах составляет две трети от зарегистрированных преступлений.

Почти каждое третье преступление совершено в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, что не может не вызывать тревогу. Изо дня в день этот вид преступности набирает обороты, тысячи жителей республики уже стали жертвами мошенников. Причиненный ими ущерб за истекшее полугодие превысил 190 млн рублей. Очевидно, что данные преступления являются прогрессивно развивающимся видом интеллектуальной преступности, не только причиняющей имущественный ущерб, но и посягающей на национальную безопасность.

Изучение уголовных дел о нераскрытых преступлениях данной категории показывает, что следователи и дознаватели плохо владеют методикой их расследования, предварительное расследование в лучшем случае сводится к допросу потерпевшего, направлению запросов и поручений органу дознания. Допускаются факты, когда в ходе предварительного расследования не проведено ни одного следственного действия, нижестоящие прокуроры также бездействуют.

Безусловно, одними уголовными делами и привлечением к ответственности проблему роста таких преступлений не решить. Поэтому серьезное внимание всех заинтересованных структур должно быть сосредоточено на профилактике этого вида преступности. Призываю правоохранительные органы и надзирающих прокуроров сосредоточить силы на оперативной работе, контроле и надзоре за ее проведением, от результативности которой без преувеличения зависит раскрытие таких преступлений.

Снижение нагрузки на правоохранительные органы положительно не отразилось на качестве и эффективности их деятельности на досудебной стадии уголовного судопроизводства, а также на состоянии прокурорского надзора. Ситуация с соблюдением конституционных прав граждан не изменилась, поскольку по результатам расследования уголовных дел количество лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, возросло в два с лишним раза, наибольший рост наблюдается в городах Воркуте, Сыктывкаре и Ухте.

Несмотря на рост числа отмененных прокурорами постановлений о возбуждении уголовного дела, факты необоснованного привлечения к уголовной ответственности пресечь не удалось, о чем свидетельствует оправдание судами 12 лиц в городах Сыктывкаре, Сосногорске, Печоре, Ухте, Сысольском районе и Эжвинском районе г. Сыктывкара.

Об ослаблении прокурорского надзора свидетельствует и снижение количества уголовных дел, направленных прокурорами для дополнительного расследования, поскольку число уголовных дел, возвращенных судами в порядке ст. 237 УПК РФ, возросло в полтора раза и составило 59. Большинство нарушений допущено прокурорами городов Сыктывкара, Воркуты и Печоры. Изучение судебных решений показало, что по большинству уголовных дел ошибки очевидны и их можно было легко избежать.

Следствием некачественной работы органов предварительного расследования и просчётов прокуроров является значительное увеличение фактов обращения реабилитированных лиц в суд с требованиями о возмещении морального и материального вреда в связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности. Я призываю вас задуматься над цифрами: в минувшем полугодии только по вступившим в законную силу решениям судов удовлетворены требования таких лиц на сумму свыше 12 млн. руб., что в 4 раза превышает показатели прошлого года.

Очевидно, что принимаемые правоохранительными органами и прокурорами городов и районов меры по обеспечению законности явно недостаточны и требуют внесения незамедлительных корректив в работу. В причинах такого положения дел нам придется разобраться в августе на заседании коллегии.

Неотъемлемой функцией прокуроров является поддержание государственного обвинения, качество которого напрямую влияет на общее состояние законности и преступности.

В истекшем полугодии в этой сфере проведена объёмная работа, статистические данные приведены на экране.

В этих цифрах – и результаты борьбы с наркопреступностью, завершившейся осуждением к длительным срокам лишения свободы 76 сбытчиков наркотиков, и итоги декриминализации отдельных отраслей экономики.

Так, рассмотрение уголовного дела в отношении организованной группы, занимавшейся незаконной банковской деятельностью и хищением денежных средств, собранных от населения через терминалы оплаты жилищно-коммунальных услуг, и причинившей ущерб на сумму более 280 млн рублей, завершено осуждением виновных к реальному лишению свободы, а в пользу государства конфискован незаконный доход более чем на 340 млн рублей.

Продолжая затронутую сегодня тему роста числа преступлений, совершенных в состоянии опьянения, нельзя не отметить сохраняющийся высокий уровень преступности пьяных водителей. Основным принципом в вопросах обеспечения безопасности дорожного движения должна выступать неотвратимость наказания за преступления на дорогах.

За 1 полугодие 2021 года в республике за управление транспортным средством в состоянии опьянения осуждены 63 лица, имевших судимость за ранее совершенное аналогичное преступление, из них 49 – к реальному лишению свободы, 14 – к лишению свободы условно. Такой подход, сопровождающийся назначением чрезмерно мягкого наказания, не способствует достижению установленных законом целей уголовного закона и защиты общества от лиц с устойчивой антисоциальной установкой, противоречит последним изменениям законодательства в указанной сфере, вступившим в силу с 12 июля этого года и ужесточающим максимальное наказание лицам, повторно осуждаемым за управление транспортными средствами в состоянии опьянения.

Требую от прокуроров обеспечить эффективную подготовку к реализации своих функций государственными обвинителями и позволю себе снова процитировать слова Президента: «гособвинители должны демонстрировать высокую компетентность, эффективно защищать интересы государства, общества, граждан».

С 01 июля 2021 года в Федеральный закон «О прокуратуре РФ» введены новые полномочия Генеральной прокуратуры РФ по обеспечению представительства и защиты интересов РФ в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, а также в Европейском Суде по правам человека, в том числе при рассмотрений жалоб осуждённых, что потребует от нас повышенного внимания к защите этой категории лиц.

Вместе с тем, в прошедшем полугодии нас буквально захлестнул поток обращений депутатов в интересах осуждённых. Обжалуются вопросы неудовлетворительного материально-бытового и медико-санитарного обеспечения, ненадлежащие условия содержания и применение незаконных мер взыскания, некорректное и невежливое обращение администрации исправительных учреждений, что при стабильно высоких показателях выявленных нарушений и количестве наказанных за них должностных лиц, свидетельствует о просчётах в организации прокурорского надзора и ведомственного контроля.

Поручаю отраслевому отделу в рамках подготовки к совместному заседанию коллегий прокуратуры и республиканского Управления ФСИН максимально детально проанализировать причины складывающегося положения и предложить конкретные и действенные меры его исправлению.

В своём первом интервью газете «Коммерсант» Генеральный прокурор РФ Игорь Викторович Краснов, на вопрос «на что ориентируете своих подчиненных?» ответил: на открытое общение с гражданами. У нас должна быть обратная связь с людьми».

Реализуя поставленную задачу нами изменены подходы к организации личного приёма. С целью прямого диалога с населением, оперативного реагирования на нарушения, руководством прокуратуры республики расширена практика выездных приемов и приемов граждан в режиме ВКС. Всего на личный прием к нам обратилось 3066 граждан, из них 1336 граждан принято руководством прокуратуры республики, территориальными и специализированными прокурорами.

Более взвешено принимались решения об оставлении обращений без рассмотрения и о прекращении переписки. В 1 полугодии 2021 года их число сократилось более чем на 40%. На 41,3% или со 109 до 64 снизилось количество обращений, возвращенных заявителям, в связи с отсутствием в них сведений, достаточных для разрешения.

Всего за истекшее полугодие к нам поступило более 21 тыс. обращений, из которых разрешены 9300, причём каждое шестое обращение, или 1650 – удовлетворены. По таким обращениям выявлено 3200 нарушений закона. В целях их устранения принято свыше 2000 актов прокурорского реагирования.

По-прежнему основная масса разрешенных прокурорами обращений, или каждое четвёртое, касается нарушений в социальной сфере, трудовых, жилищных прав, прав граждан в сфере ЖКХ, о несовершеннолетних, об инвалидах и престарелых. Как правило, изначально эти вопросы обсуждаются на страницах СМИ, интернет-изданий, в социальных сетях, обжалуются в госорганах и учреждениях, и зачастую не добившись от них помощи люди обращаются к прокурору.

В целях мониторинга обращений, сообщений и жалоб граждан, в том числе поступающих посредством открытых интернет-источников, социальных сетей и различных форумов, систематизации по ним результатов работы органов исполнительной власти и местного самоуправления, в республике по поручению Президента России создан Центр управления регионом. Мы неоднократно предпринимали попытки наладить поступление к нам результатов проводимого им мониторинга с целью профилактики нарушений, их пресечения и раннего реагирования, однако, мягко говоря, ответной положительной реакции не получили. Полагаю, что эффективным механизмом послужит заключение соглашения о сотрудничестве, которое станет правовой основой для нашего взаимодействия в целях повышения уровня и качества обратной связи с жителями республики.

Завершая своё выступление хочу обратить ваше внимание на следующее.

17-19 сентября пройдут выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва. Наша основная цель – обеспечить законность этого процесса на всех стадиях в соответствии с требованиями закона, организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры и прокуратуры республики. Особое внимание следует уделить вопросам антитеррористической защищенности избирательных участков, соблюдению законодательства о публичных мероприятиях и противодействию экстремизму, принять меры к недопущению дестабилизации социально-экономической обстановки в регионе представителями радикально настроенных структур, недопущению фактов вовлечения в противоправную деятельность несовершеннолетних.

И последнее. Одним из главных инструментов максимально эффективной реализации прокурорских полномочий является работа с кадрами.

В минувшем полугодии нами принимались меры по формированию кадрового состава для выдвижения на руководящие должности. Так, из кадрового резерва прокуратуры Республики Коми назначены на должности прокуроров городов и районов Багров Александр Владимирович, Низовцев Иван Олегович, ВокУев Евгений Альбертович, Капинос Дмитрий Александрович, Забоев Иван Александрович.

Бывший прокурор Сыктывкара Филиппов Максим Викторович и начальник антикоррупционного отдела аппарата прокуратуры республики Шибаков Артём Александрович, состоявшие в резерве кадров Генеральной прокуратуры РФ, назначены для дальнейшего прохождения службы в другие субъекты на должности первого заместителя прокурора Пермского края и заместителя прокурора Архангельской области соответственно. Данная работа будет нами продолжена.

Коллеги, благодарю вас за работу и выражаю уверенность, что во взаимодействии с правоохранительными органами и всеми, кому небезразлична судьба республики и ее жителей, работа по обеспечению законности и правопорядка будет продолжена.»

Новость на сайте Прокуратуры РФ Республики Коми

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2021:07:22 16:18 (МСК)

Тема: Сексуальные преступления против несовершеннолетних, Преступления, связанные с алкоголем, наркотиками и другими возбуждающими средствами, Коррупция

Законодательство: Статья 109 УК РФ Причинение смерти по неосторожности, Статья 145.1 УК РФ Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат, Статья 216 УК РФ Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, Статья 237 УК РФ Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей, Статья 248 УК РФ Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами, Статья 288 УК РФ Присвоение полномочий должностного лица, Статья 294 УК РФ (часть 2) Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования:, Статья 296 УК РФ Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования, Статья 305 УК РФ Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта, Статья 336 УК РФ Оскорбление военнослужащего, Статья 340 УК РФ Нарушение правил несения боевого дежурства

Регионы России: СЗФО, Республика Коми

Другие тэги

Все новости по тэгу ""
Добавить на Яндекс

Календарь новостей

Интернет-приемная
Республика Коми

Последние новости

Все новости