В 2020 году органами прокуратуры Пензенской области выявлено 2 179 незаконных нормативных правовых актов (далее – НПА) органов местного самоуправления, на которые принесено 2 169 протестов. В целях устранения несоответствия НПА федеральному законодательству внесено 10 представлений.
Типичные нарушения в сфере муниципального нормотворчества выражались в несвоевременном приведении НПА в соответствие с изменениями федерального законодательства в сфере противодействия коррупции и муниципальной службы, землепользования, организации предоставления муниципальных услуг, в бюджетной, жилищной сферах.
К примеру, прокурор Камешкирского района установил, что порядок принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет ограничивал в сравнении с федеральным законодательством случаи, при которых такая задолженность признается безнадежной к взысканию. Аналогичные нарушения выявлены прокурорами Лопатинского, Малосердобинского, Шемышейского и других районов.
По протестам прокуроров Бессоновского и Городищенского районов приведены в соответствие со ст. 182.4 Бюджетного кодекса РФ положения о бюджетном процессе сельских поселений, вошедших в противоречие с актуальной редакцией названного законодательного акта.
Прокурор Башмаковского района принял меры реагирования в отношении решений о бюджетах отдельных муниципальных образований, которые в нарушение требований ст. 184.1 Бюджетного кодекса РФ не содержали необходимых данных о муниципальном долге.
По-прежнему наиболее распространенными являются нарушения в нормативных актах, регулирующих предоставление муниципальных услуг.
К примеру, прокурором Спасского района установлено, что в нарушение требований ст. 55 Градостроительного кодекса РФ административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» не определял порядок подачи заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в отношении этапа строительства, а также возлагал на заявителя обязанность представления документов, не предусмотренных законодательством. Аналогичные нарушения выявлялись прокурором Земетчинского района.
По протестам прокурора Кузнецкого района приведены в соответствие с требованиями ст. 28 Градостроительного кодекса РФ (в редакции от 31.07.2020) положения о публичных слушаниях в муниципальных образованиях.
В связи с принятием постановления Правительства РФ от 04.09.2020 № 1355 «О внесении изменений в Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов», расширившего круг лиц, наделенных правом на обращение с заявлением о присвоении объекту адресации адреса или об аннулировании его адреса, изменившего перечень документов, на основании которых уполномоченными органами принимаются решения, а также сроки их принятия, прокурором Никольского района опротестованы вступившие в противоречие с указанным актом административные регламенты предоставления соответствующей муниципальной услуги.
Непринятие должных мер по корректировке муниципальных НПА в связи с вступлением в силу изменений, внесенных в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, стало причиной их опротестования прокурорами Бековского, Кузнецкого районов.
Прокурорского вмешательства потребовало и несвоевременное приведение в соответствии с актуальным федеральным законодательством муниципальных НПА, регулирующих вопросы поступления на муниципальную службу, соблюдения запретов и ограничений, связанных с ее прохождением.
Меры реагирования по указанным основаниям принимались прокурорами Белинского, Бессоновского, Городищенского, Земетчинского, Лунинского, Пензенского и других районов.