За 9 месяцев 2020 года на территории республики наблюдается значительный рост количества преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий и в сфере компьютерной информации на 60,4% (с 3371 до 5409), большинство из которых кражи с банковских счетов граждан – 2227, мошенничества – 2098.
Принятыми правоохранительными органами мерами, направленными на противодействие указанным преступлениям, к уголовной ответственности привлечено 740 лиц (2019 год – 595, + 24,3%).
Лица, совершающие такие преступления, постоянно изобретают новые способы хищения денежных средств.
Так, мошенники представляются сотрудниками правоохранительных органов (как правило, управления экономической безопасности) и сообщая о производстве следственных действий в отношении сотрудников банка, убеждают клиента перевести деньги на «специальный счет», который, естественно, принадлежит преступнику.
Кроме того, первоначально гражданам поступают звонки из автоматизированных колл-центров мошенников, а человек подключается уже на следующем этапе, когда отсеиваются наиболее недоверчивые клиенты. Программа воспроизводит аудиозапись: «Ваша карта в данном банке заблокирована, перезвоните нам по этому номеру». В дальнейшем клиенту отвечают якобы сотрудники службы безопасности банка.
В связи с тем, что люди еще не привыкли к использованию телефонными мошенниками автоматизированных систем, это повышает уровень первоначального доверия у граждан.
В октябре 2020 года в Удмуртской Республике выявлены случаи направления мошенниками электронных сообщений руководителям крупных предприятий от имени должностных лиц Правительства УР, в которых содержатся просьбы перечислить денежные средства на счета медицинских учреждений, якобы испытывающих сложности в период пандемии.
Жертвами мошенников могут стать люди разного возраста, пола, образования и социального статуса. В последнее время среди потерпевших встречаются и сотрудники кредитно-финансовой сферы. Мошенники осуществляют звонки в рабочее время, когда гражданин ввиду занятости и спешки, не проявляет должной бдительности, может сообщить данные своей банковской карты либо выполнить иные действия по просьбе звонившего.
Например, 27.10.2020 в дневное время под предлогом защиты от незаконной транзакции у опытного сотрудника одного из банковских учреждений похищены денежные средства в размере 16000 рублей.
Напоминаем, сотрудники полиции и представители банковских организаций не выясняют у граждан по телефону реквизиты банковских карт, пароли и коды доступа. Если звонивший, представляющийся должностным лицом, интересуется соответствующей информацией – это мошенник.
При появлении подозрений, что звонок либо сообщение поступают от мошенника необходимо незамедлительно обратиться с заявлением в ближайшее отделение органов внутренних дел.