По поручению прокурора Саратовской области С.В. Филипенко проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Установлено, что министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области не исполняются полномочия по осуществлению регионального контроля за сохранностью автомобильных дорог.
Так, из предложенных региональным министерством к проверке на текущий год 22 юридических лиц, в ходе формирования планов прокуратурой области все проверки отклонены по причине несоблюдения сроков их проведения.
Как пример, проверку в рамках государственного регионального надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в отношении ООО ПКФ «Сбойл и К», относящемуся к субъектам малого бизнеса, предлагалось провести в течение 20 дней, при максимально возможном сроке 50 часов.
Большая часть предложенных к проверке лиц была отнесена к категории низкого риска, что вовсе исключало возможность проведения в отношении них плановых проверок.
Кроме того, министерством ненадлежащим образом осуществляется контроль за подведомственными учреждениями, в деятельности которых выявлены многочисленные нарушения.
Так, распоряжением правительства Саратовской области создано ГКУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства», целью деятельности которого является организация устойчивого функционирования дорожного комплекса области, эксплуатация (содержание, ремонт и капитальный ремонт) и развитие (проектирование, строительство, реконструкция) автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения на территории области.
Вместе с тем, данные полномочия должностными лицами дирекции реализуются ненадлежащим образом.
Например, прокуратурой г. Балаково при проведении проверки автомобильной дороги «Самара-Пугачев-Энгельс-Волгоград» выявлено частичное отсутствие стационарного освещения.
В Калининском районе на автомобильной дороге «Свердлово - Красноармейское» дорожное покрытие имело трещины и провалы.
Аналогичные нарушения выявлены в Ртищевском, Балашовском, Дергачевском и других районах.
Эффективным средством контроля за дорожным движением и профилактики ДТП является применение стационарных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД совместно с передвижными средствами фотовидеофиксации, работающими в автоматическом режиме.
Однако с учетом ежегодного роста количества транспортных средств и увеличения объема перевозок по автомобильным дорогам Саратовской области количество функционирующих комплексов является недостаточным.
Например, на территориях Воскресенского, Калининского, Красноармейского, Краснокутского, Лысогорского, Озинского, Ртищевского и других районов комплексы вовсе не устанавливались.
Проверкой выявлены факты и неэффективного использования комплексов.
Так, в декабре 2019 года в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» реализован проект по организации трех автоматических пунктов весогабаритного контроля на территории Саратовской области на автомобильных дорогах Самара – Пугачев – Энгельс – Волгоград (Балаковский муниципальный район км 257), Самара – Пугачев – Энгельс – Волгоград (Энгельсский муниципальный район км 424+260), автоподъезд к с. Никольское – Казаково от автомобильной дороги Самара – Пугачев – Энгельс – Волгоград (км 0+747).
Однако комплексы введены в эксплуатацию лишь с 01 июня 2020 года, постановления по делам об административных правонарушениях до этого времени не выносились.
Прокурор области по данным фактам в адрес вице-губернатора – председателя правительства внес представление.
По результатам рассмотрения прокурорского акта реагирования приняты меры, направленные на устранение нарушений, заместитель начальника отдела регионального государственного дорожного надзора управления развития автомобильных дорог регионального министерства транспорта и дорожного хозяйства привлечен к дисциплинарной ответственности.
Вопросы соблюдения требований законодательства о контрактной системе при строительстве, ремонте, содержании автомобильных дорог, а также соблюдение органами власти, контрольно-надзорными органами законодательства в сфере безопасности дорожного движения обсуждались в июне 2020 года на проведенном под председательством руководителя регионального надзорного ведомства межведомственном совещании.