Надзорная деятельность в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд - безусловный приоритет работы органов прокуратуры области.
Обобщение работы органов прокуратуры на указанном направлении показало, что только за 5 месяцев текущего года выявлено 733 нарушения. В целях их устранения принесено 117 протестов, внесено 250 представлений. По инициативе прокуроров в дисциплинарном и административном порядке наказано 209 лиц. По результатам прокурорской проверки следственными органами возбуждено 1 уголовное дело.
Результаты анализа свидетельствуют о том, что заказчиками нарушения допускаются на всех стадиях размещения заказов и исполнения контрактов.
При принятии решений о способе размещения заказа имели место случаи искусственного дробления предмета закупки, в результате чего вместо конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закупка неправомерно осуществлялась у единственного поставщика.
По-прежнему допускаются случаи утверждения документации о проведении закупок с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
Прокурорами выявлялись факты необоснованного отказа в допуске заинтересованных лиц к участию в торгах.
Имели место случаи ненадлежащего выполнения исполнителями обязательств по контрактам, в том числе в части обеспечения требований к качеству поставляемых товаров.
Не во всех случаях заказчиками контролировалось надлежащее исполнение контрактов, нарушался порядок проведения экспертизы результатов их исполнения.
Несмотря на принимаемые органами прокуратуры меры и ужесточение ответственности за нарушение сроков оплаты по исполненным контрактам, заказчиками по-прежнему допускаются случаи несвоевременной оплаты исполненных государственных и муниципальных контрактов.
Выявлялись случаи непринятия заказчиками всех предусмотренных законом мер в случаях ненадлежащего исполнения поставщиками условий заключенных контрактов.
Распространенными являются нарушения в сфере информационного обеспечения закупок. Имеются случаи неразмещения либо несвоевременного размещения в единой информационной системе (ЕИС) необходимых сведений, в том числе ежемесячных отчетов о количестве и общей стоимости договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок товаров, работ, услуг, а также договоров, заключенных по результатам закупки у единственного поставщика, и договоров, заключенных с единственным поставщиком по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся согласно ч.19 ст. 4 Закона 223-ФЗ. В этой связи прокурорами заказчикам вносились представления, в отношении виновных должностных лиц возбуждались административные производства по ч.ч. 4, 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ.
Выявлялись факты непредставления либо несвоевременного представления заказчиками в орган, уполномоченный на ведение реестра контрактов, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, в том числе сведений об их исполнении. Так, прокуратурой области установлено, что большей частью исполнительных органов государственной власти области в нарушение ст. ст. 4, 6, 7, 103 Закона №44-ФЗ не приняты меры по направлению в уполномоченный орган сведений об исполнении более 150 фактически исполненных в период времени с декабря 2014 по декабрь 2020 года контрактов в целях их размещения в единой информационной системе. Несмотря на то, что срок исполнения указанных контрактов истек, в реестре контрактов такие контракты до сих пор имеют статус «исполнение».
Внесенные прокуратурой области 8 представлений рассмотрены и удовлетворены.