Новости

Прокуратуры РФ

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Северо-Западный федеральный округ Санкт-Петербург

18 января 2012 года Предлагаем Вашему вниманию ст. члена совета ветеранов прокуратуры Санкт-Петербурга Киры Вячеславовны Поночевной о поездке ветеранов на "Дорогу жизни"

К 70-летию знаменитой ладожской Дороги жизни

«Недаром Ладога родная «Дорогой жизни» названа».

из песни о Ладоге.

стихи В. Богданова, музыка народная

Много славных героических страниц вписал Ленинград в летопись Великой Отечественной войны, продемонстрировав всему миру, на какое мужество, стойкость, самоотверженность способен российский человек.

Одной из таких страниц является знаменитая Дорога жизни через Ладогу, самое большое озеро в Европе.

Когда фашистские войска осенью 1941 года блокировали Ленинград, перерезав все пути, ведущие к городу, жизненно важное значение для каждого ленинградца приобрел водный путь - единственный путь, связывающий город со страной через Ладожское озеро.

По легендарной Дороге жизни мы, ветераны и пенсионеры прокуратуры Санкт-Петербурга едем поклониться героям, совершившим великий подвиг, поклониться монументам, установленным в память о проходившей здесь артерии жизни и посетить музей «Дорога жизни».

Экскурсия была организована председателем Совета Ветеранов Санкт-Петербургской региональной общественной организации ветеранов и пенсионеров прокуратуры Санкт-Петербурга Владимиром Алексеевичем Немченко и его заместителем Олегом Васильевичем Прокофьевым. С нами - Амаев Магомед Али-Бекович, участник Великой Отечественной войны, бывший заместитель прокурора Фрунзенского района города; Дегтева Нина Алексеевна, труженик тыла, бывший следователь прокуратуры Куйбышевского района города, которым в 2011 году исполнилось по 90 лет.

Итак, начинается наша экскурсия. Свое начало ансамбль «Дорога жизни» берет у Ржевки, на восточной окраины Ленинграда - Дорога жизни проходила не только по льду.

Перед нами мелькают, словно безмолвные часовые, мемориальные километровые столбы с изображением герба либо звезды и надписью «Дорога жизни». Эта магистраль - памятник. Столбов от Ленинграда до Ладоги-45.

Почти в самом начале дороги стоит монумент «Цветок жизни». Это целый мемориал. В центре выразительный каменный цветок, на его лепестках начертано «Пусть всегда будет солнце». Идейный смысл монумента - это символ жизни, символ детского счастья и радости. Этот монумент детям, юным защитникам Ленинграда. Здесь растет 900 берез по числу дней блокады. Рядом траурный курган, где воспроизведен на каменных листках блокадный дневник ленинградской школьницы Тани Савичевой, наполненный безутешным детским горем.

Мы поклонились памяти погибших детей-блокадников, вспомнили блокадников коллег, переживших войну и работавших в органах прокуратуры Ленинграда - Санкт-Петербурга.

Наше путешествие в историю продолжается.

На безымянной высоте, у деревни Корнево, на 17 километре стоит монумент из пяти параллельных поднятых вверх стальных двутавровых балок, объединенных в одну конструкцию. Могучей силой веет от ее темной, как бы опаленной войной массы, напоминающей знаменитых «Катюш». В дни блокады на этом месте стояла зенитная батарея, которая защищала ленинградское небо и единственную трассу, связывающую осажденный город с Родиной. Это монумент «Катюша». «Мужеством храбрых спасен Ленинград», - гласит одна из строк надписи на стеле монумента, ее полный текст возвещает о бессмертной славе павших героев.

Отдав дань памяти монументу «Катюша», мы продолжаем двигаться по Дороге жизни так, как в суровые дни блокады из Ленинграда на Большую землю шли машины с детьми, ранеными, больными.

Тридцать девять километров потребуется проехать, чтобы достигнуть Вагановского спуска, где возвышается монумент «Разорванное кольцо», открытый в 1966 году. Две огромные дуги, как бы вырвавшиеся из земли, составляют его основу, нависая над широкой бетонной площадкой со следами шин колес грузовой машины. Они устремляются навстречу друг другу, но вместе не сходятся. Вес каждой дуги 32 тонны, высота 7 метров. Они на фоне уходящего за горизонт водного пространства Ладожского озера и ассоциируются с поднятыми вверх пролетами разводного моста.

Смысл монумента раскрывают слова поэта Б. Кежуна:

Потомок, знай! В суровые года Верны народу, долгу и Отчизне, Через торосы ладожского льда Отсюда мы вели Дорогу жизни, Чтоб жизнь не умирала никогда.

Здесь начинался самый трудный, самый героический участок Дороги жизни - легендарная ледяная трасса.

В композицию входят два больших железобетонных шара, которые имитируют светящие в небо прожекторы, и стоящее поодаль подлинное зенитное орудие 3-ей зенитной батареи, отмечающее то место, где раньше располагался пост воздушной охраны от фашистских самолетов.

Наш дальнейший путь к мысу Осиновец, что расположен на западном берегу Ладожского озера. Недалеко от обдуваемого всеми ветрами Осиновецкого маяка стоит небольшое одноэтажное здание музея «Дорога жизни».

В его экспозиции достаточно полно показана деятельность всех родов войск, сил флота и гражданских организаций, принимавших участие в создании, эксплуатации и защите Дороги жизни, показана ее роль и значение для Ленинграда тех лет.

В его пяти залах собраны волнующие документы и реликвии тех незабываемых дней, флаги и знамена, опаленные огнем боев, пробитые пулями и осколками, залитые кровью, различные виды оружия, модели кораблей, самолетов и автомашин, документы, фотографии. За каждым экспонатом, за каждой боевой реликвией - судьба человека, подвиг.

30 августа 1941 года была потеряна последняя связь Ленинграда со страной по железной дороге.

Когда фашистские войска блокировали Ленинград осенью 1941 года, перерезав все пути, ведущие к городу, Ладога стала единственной дорогой, по которой перевозили продовольствие и другие товары для города.

День прибытия первого каравана барж с зерном для Ленинграда - 12 сентября 1941 года считается датой начала действия Ладожской Дороги жизни.

«Дорога жизни» - термин не официальный, не закрепленный никакими документами. Так ее назвал народ, а официально она именовалась Военно-автомобильная дорога № 101 (ВАД-101).

Зачинателями Дороги жизни в Осиновце были адмирал И.С. Исаков и капитан 1 ранга Н.Ю. Авраамов. Последний был заместителем командующего Ладожской военной флотилии по перевозкам и командиром Осиновецкой военно-морской базы. В дальнейшем командиром до окончания боевых действий в 1944 году был - B.C. Чероков.

Прокурором Дороги жизни был назначен прокурор Кировского района города Куренецкий Яков Аронович, следователем - Козлов Ф.К. После войны советник юстиции Куренецкий Я.А. работал заместителем начальника следственного отдела прокуратуры Ленинграда, а Козлов Ф.К. - начальником отделов по делам несовершеннолетних, затем по надзору за милицией прокуратуры города.

Начальником Дороги жизни был назначен Монахов В.Г.

За первую военную навигацию 1941 года в Ленинград на кораблях Ладожской военной флотилии и на судах Северо-Западного речного пароходства было доставлено 60 тысяч тонн груза, в том числе 45 тысяч тонн продовольствия. Из Ленинграда водным путем было эвакуировано около 33,5 тысяч ленинградцев. Вражеская авиация непрерывно атаковала караваны судов. Только в октябре 1941 года порт Осиновец 58 раз подвергался бомбардировкам; штормы и туманы затрудняли судоходство.

С начала блокады прекратилась телефонно-телеграфная проводная связь со страной. Осталась радиосвязь. В исключительно сложных условиях, в штормовую погоду удалось проложить по дну Ладожского озера несколько обыкновенных телефонно-телеграфных кабелей длиной 37 километров каждый. Противник до конца войны не знал, где был проложен такой важный для ведения боевых действий кабель связи. В зале музея представлен кусок морского бетонированного подводного многоканального телефонно-телеграфного кабеля.

По дну озера были проложены и трубы, по которым шло горючее.

Общую картину героической обороны Ленинграда в июле-сентябре 1941 года дают большая электрофицированная карта-схема, многочисленные документы.

Приближалась зима и встал вопрос, как поддерживать связь с Большой землей, когда Ладога замерзнет. Ледовый режим не устойчив, сильные ветры часто взламывают лед, появляются трещины, подмывы. Эксплуатация трассы требовала тщательной подготовки, изучения ледового режима озера, а также строительства причалов и портов.

Об этом свидетельствуют экспонаты и документы.

Были сформированы специальные отряды для изучения состояния льда. Первой была оборудована фронтовая ледяная трасса Кокорево-Лаврово, связавшая Ленинград с Большой землей (в восточной части Ладожского озера).

18 ноября 1941 года верхом на лошади пересек озеро командир 64-го дорожно-эксплуатационного полка А.С. Мажаев.

Среди многих фотографий привлекает внимание фото санного обоза. 20 ноября на восточный берег двинулся в порядке разведки санно-гужевой обоз из 350 упряжек, возглавляемый старший лейтенантом Муровым М.С. Было доставлено первое продовольствие - 63 тонны муки. 21 ноября по ледовой трассе прошла первая легковая машина с Ф.Н. Лагуновым и Б.В. Якубовским, а 22 ноября 1941 года считается днем рождения ледовой дороги - по ней начались автомобильные перевозки. В этот день вышли на лед 60 автомашин ГАЗ-АА под командованием капитана В.А. Порчунова. они доставили первые 33 тонны продовольствия. Всего на перевозках по льду было занято 4500 автомашин. За 1-ую неделю затонуло и застряло в промоинах 40 грузовиков.

Не меньший интерес вызывает фотография - буера на льду озера. Их было 19.

В это время Дорогой командовал генерал A.M. Шилов.

За 152 дня работы ледовой трассы было привезено в город 361 109 тонн различных грузов, эвакуировано 519 тысяч ленинградцев, 35 тысяч раненых, 3 100 вагонов промышленного оборудования.

Эксплуатация ладожской ледяной трассы была связана с большими трудностями.

Ледяную дорогу регулярно очищали от снега, через трещины перебрасывали мосты, ремонтировали машины и проводили другие работы, обеспечивающие работу дороги. Зенитчики прикрывали огнем путь по льду, летчики охраняли небо и вели яростные бои с вражескими самолетами, рвавшимися к Дороге жизни.

На Ладоге был создан большой и слаженный военный организм с 20 000 человек.

Невзирая на жестокий огонь врага, ни днем, ни ночью, ни в пургу, ни в лютый мороз, ни на минуту не затихало движение на дороге - шел транспорт с бесценным грузом для Ленинграда. Было совершено 330 налетов непосредственно на ледяную трассу. Врагу не удалось разрушить ледяную коммуникацию, сорвать перевозку, задушить голодом Ленинград.

Вот портрет Героя Советского Союза летчика Алексея Севостьянова, совершившего над Ленинградом первый ночной таран. Здесь же обломки истребителя, на котором он летал. 23 апреля 1942 года он погиб; ему было 25 лет.

Много документов, фотографий, рассказывающих о самоотверженном труде работников эвакопунктов, медицинских пунктов, ремонтного и строительного отрядов, регулировщиков.

Ледовая дорога функционировала до 21 апреля 1942 года.

Вторая навигация началась с постройки железнодорожных подъездов, подготовки новых пирсов, ремонта судов, барж, организации перевозок по другой трассе. Увеличилось количество транспортных средств; поток грузов, продовольствия, оружия, топлива, боеприпасов значительно увеличился.

За навигацию 1942 года авиация противника совершила 120 дневных и 15 ночных массированных налетов на порты и базы ладожской коммуникации. Было сбито 160 фашистских самолетов.

В навигацию 1942 года превзошли перевозки минувшей осени и зимы и были самыми крупными за весь период фашистской блокады. Проблема снабжения города, всех защитников Ленинграда была решена. Было доставлено 790 тысяч тонн разных грузов. Эвакуировано 540 тысяч человек.

Уже в конце августа 1942 года был утвержден «План мероприятий по организации автомобильной дороги через Ладожское озеро на зимний период 1942/43 года», который предусматривал не только автогужевые трассы, но и строительство свайно-железнодорожного пути по льду.

Только 24 декабря начались перевозки по ледяной трассе на автомобилях. Ладожская коммуникация должна была обеспечить всем необходимым войска Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота, готовившиеся к прорыву блокады Ленинграда.

Было проложено по льду Ладоги 1770 километров трассы.

900 дней и ночей продолжалась титаническая битва за город. 18 января 1943 года блокада была прорвана. От вражеской блокады и во время блокады от голода умерло 641 803 человека. Ленинградцы умирали, но как герои, разящие врага. Их смерть призывала живых к борьбе.

27 января 1944 года блокада города была окончательно снята.

В музее много материалов об этих событиях и о тех, кто героически сражался за Ленинград и защищал Дорогу жизни, кто в пургу и штормы совершал по ее водной и ледяной трассах рейсы, кто погиб, а кто дошел до Берлина, а затем после войны жил и работал в нашем городе.

На открытой площадке музея стоят автомашины, на которых перевозили грузы и эвакуировали людей в период блокады.

Автомашина ГАЗ-АА в 1947 году была поднята со дна Ладоги. За ее рулем сидел один из тех неизвестных героев, которые отдали жизнь, спасая от голодной смерти жителей осажденного города. Автомашина ЗИС-5 прошла по фронтовым дорогам от Ладоги до Берлина.

Здесь и другие свидетели тех дней - самолеты, суда, буера.

После посещения музея в уютном кафе у нас был обед, где мы помянули погибших, вспомнили о боевых годах, о том, как после войны в гимнастерках и боевых сапогах учились в институтах и университетах, как работали на другом фронте - фронте борьбы с преступностью.

Новость на сайте Прокуратуры РФ Санкт-Петербурга

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2012:01:18 09:41 (МСК)

Тема: Нарушение законов полицией

Регионы России: СЗФО, Санкт-Петербург

Другие тэги

Все новости по тэгу ""
Добавить на Яндекс

Календарь новостей

Интернет-приемная
Санкт-Петербург

Последние новости

Все новости