Слово для доклада председатель коллегии – прокурор Республики Тыва государственный советник юстиции 2 класса Павел Бухтояров предоставил заместителю начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства Ивану Игнатову. Анализ практики прокурорского надзора и состояния законности в сфере реализации приоритетных национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Развитие агропромышленного комплекса», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» свидетельствует о распространении нарушений закона, причинами которых является ненадлежащее исполнение органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них функций.
Докладчик отметил, что на заседаниях рабочей группы по контролю за реализацией приоритетных национальных проектов при Главном федеральном инспекторе в Республике Тыва регулярно обсуждаются проблемы и нарушения законодательства в этой сфере.
В 2011 году прокурорами выявлено 1459 (в 2010 году - 799) нарушений законов в сфере реализации приоритетных национальных проектов. На незаконные правовые акты принесено 34 протеста, внесено 430 представлений об устранении нарушений закона. 21 должностное лицо привлечено к дисциплинарной 21 и восемь лиц - к административной ответственности. В следственные органы направлено 11 материалов для решения вопроса об уголовном преследовании, но ни по одному из них уголовное дело не возбуждено. Должностным лицам объявлено 46 предостережений, предъявлено 160 заявлений в суд.
В сфере реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» особо актуальной для республики является проблема нехватки в районных больницах врачей «узких» специальностей. Помещения лечебных учреждений не соответствуют санитарным и техническим нормативам. Больницы не обеспечены лекарственными средствами, оборудованием и инвентарем, которые связаны с недостаточным бюджетным финансированием.
Проверками установлены нарушения, связанные с неэффективным использованием медицинского оборудования, поставленного в рамках приоритетного национального проекта.
Типичными нарушениями в указанной сфере являются случаи простоя исправного оборудования из-за отсутствия у медицинских организаций соответствующих условий для его использования, несвоевременного ремонта и приобретения расходных материалов, его ненадлежащее техническое обслуживание.
Например, в детской поликлинике г. Кызыла в связи с отсутствием подходящего помещения и специалиста с момента поставки не использовался исправный иммуноферментный анализатор. Меры были приняты только после вмешательства прокурора.
Не на должном уровне оказываются в республике услуги скорой медицинской помощи. Прокурорами принимались меры по фактам ненадлежащей эксплуатации автомобилей скорой помощи, использования их не по назначению, недостаточной комплектации и оснащения, а также функционирования отделений скорой помощи муниципальных лечебных учреждений без соответствующих лицензий. В ряде случаев автомобили скорой помощи не оснащены необходимыми для оказания экстренной неотложной помощи лекарственными средствами и оборудованием.
В 2011 году прокуроры реагировали на факты ненадлежащей иммунизации населения республики против вирусного гепатита А, отсутствия договоров между районными больницами и ГУЗ «Инфекционная больница» на оказание медицинских услуг по получению и исследованию анализов на все виды гепатита.
В условиях неблагополучной ситуации с распространением туберкулеза в республике актуальной остается работа прокуроров по принудительной госпитализации и лечению лиц, больных заразной формой туберкулеза, отказывающихся от добровольного лечения. По таким фактам в интересах неопределенного круга лиц в суды направлено 107 исков, 90 из которых рассмотрены и удовлетворены, остальные находятся на рассмотрении.
В рамках осуществления надзора за соблюдением федерального законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Образование» прокуратурой республики организовано проведение проверки реализации классными руководителями задач, предусмотренных частью 2 ст. 14 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Установлено, что классными руководителями не всегда принимаются меры к воспитанию и обучению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школах. Прокуратурой республики в июне текущего года прокурорам районов и г. Кызыла направлены методические рекомендации проведения проверок с указанием мероприятий в указанной сфере.
По результатам проверок прокурорами Дзун-Хемчикского, Сут-Хольского районов, Кызылским межрайонным прокурором директорам образовательных учреждений, руководителям управления образования районов внесены восемь представлений, которые рассмотрены, приняты меры к устранению нарушений закона.
При проведении проверок федерального законодательства, предусматривающего развитие муниципальных программ образования детей дошкольного возраста, установлено, что сроки действия лицензий на осуществление образовательных услуг у некоторых дошкольных учреждений истекли. Меры по продлению сроков не приняты. Так, прокурором Дзун-Хемчикского района и Кызылским межрайонным прокурором заведующим детскими дошкольными учреждениями внесены шесть представлений об устранении нарушений законодательства. По ним к административной ответственности привлечены девять должностных лиц.
Анализ состояния законности при реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» свидетельствует о распространении нарушений, допускаемых как распорядителями бюджетных средств, так и их получателями. Продолжают иметь место факты неправомерного предоставления государственной поддержки в сфере агропромышленного комплекса, их нецелевое использование.
Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва средства государственной поддержки доводились до получателей с задержкой на 180 дней и более. Отдельным сельхозпроизводителям федеральные субсидии перечислены в отсутствие достаточных оснований. В ряде случаев, неправомерно прекращены выплаты субсидий на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам на развитие личного подсобного хозяйства. Несвоевременно приняты нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок предоставления субсидий сельхозпроизводителям.
При проверке деятельности органов местного самоуправления установлено, что не во всех муниципальных образованиях республики разработаны и приняты муниципальные целевые программы развития сельского хозяйства.
Имеются случаи неисполнения принятых муниципальных целевых программ в сфере развития сельского хозяйства, не дается оценка их эффективности.
Похозяйственные книги учета поголовья сельскохозяйственных животных администрациями сельских поселений приведены в соответствие с требованиями законодательства только после вмешательства органов прокуратуры.
Продолжают иметь место нарушения, допускаемые при реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», неисполнение контрактов по строительству фельдшерско-акушерских пунктов, нецелевое использование субсидий на улучшение жилищных условий граждан, молодых специалистов и молодых семей.
При надзоре за соблюдением федерального законодательства в рамках реализации проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» прокуроры реагировали на нарушения органами местного самоуправления закона при реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы». Так, прокурором г. Кызыла в Кызылский городской суд предъявлены два исковых заявления о взыскании с молодых семей сумм неосновательного обогащения: одно из них удовлетворено, другое находится на рассмотрении.
Прокурором города Кызыла в следственные органы направлены десять материалов для решения вопроса об уголовном преследовании.
Прокуратурой республики организована проверка ведения учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в ходе которой установлено, что не во всех муниципальных образованиях приняты нормативные правовые акты, устанавливающие норму предоставления жилого помещения по договорам социального найма. Книги регистрации заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в нарушение жилищного законодательства, не заведены. Заявления граждан регистрируются в общей книге, либо не регистрируются вовсе. Нарушаются сроки принятия решений по заявлениям граждан. Уведомления о принятых решениях заявителям не направляются. Выявлены факты отказа в постановке на учет нуждающихся по основаниям, не предусмотренным законодательством, например, в связи с отсутствием жилых помещений в муниципальном жилом фонде.
Выявлены нарушения законодательства о Фонде содействия реформированию ЖКХ. Так, прокурором Улуг-Хемского района установлено, что генеральным директором управляющей компании «Уют» в нарушение законодательства произведена оплата подрядчику при отсутствии актов приемки работ. Руководителю внесено представление об устранении нарушений закона. По аналогичным нарушениям реагировали прокуроры Барун-Хемчикского района, г. Кызыла, Кызылский межрайонный прокурор.
Органами государственной власти республики и местного самоуправления активизирована работа по исполнению судебных решений, вынесенных по искам прокуроров о понуждении к разработке и утверждению в установленном порядке документов территориального планирования.
В 2011 году в сфере реализации приоритетных национальных проектов было возбуждено три уголовных дела, против 12 в 2010 году. Окончено расследованием всего два дела. против восьми в предыдущем году.
На коллегии принято решение, направленное на повышение эффективности прокурорского надзора за соблюдением законодательства в сфере реализации приоритетных национальных проектов.