Новости

Прокуратуры РФ

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Северо-Западный федеральный округ Санкт-Петербург

26 октября 2011 года В прокуратуре Санкт-Петербурга состоялось заседание общественного совета, на котором рассматривали вопрос о взаимодействии органов прокуратуры, общественных организаций и органов социальной защиты населения по реализации мер социальной адаптации лиц без определенного места жительства

В настоящее время в нашей стране существует социально важная и значимая проблема, суть которой заключается в том, что в государстве не создан реально работающий механизм социальной адаптации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, а также лиц, которые по тем или иным причинам стали бездомными и оказались на обочине жизни.

Ситуация усложняется тем, что у многих людей из этой категории наших сограждан отсутствуют документы, в том числе основной документ – паспорт гражданина РФ.

Современные российские бездомные – это социальная группа, состоящая из людей, различных по своему возрасту, полу, образованию, состоянию здоровья, интеллектуальному уровню, темпераменту, жизненному опыту, взглядам на жизнь, наличию (сохранности) социальных связей, профессиональной подготовке и квалификации, причинам утраты жилья и др.

Проблема бездомности является одной из наиболее острых социальных проблем современной России, однако в настоящее время она не может быть объективно оценена в полной мере. Причиной тому является отсутствие сколько-нибудь внятных статистических данных об общей численности лиц БОМЖ (БОМЖ) и их половозрастных и других характеристиках (образование, семейное положение, профессия и т.д.). Органы статистики при переписи населения используют лишь «оседлое» население. Ведомственные (милицейские, медицинские и т.п.) статистические данные не дают всеобъемлющей картины количества и структуры бездомных и не позволяют в полной мере выявить динамику изменений и тенденции развития проблемы.

Постановка бездомных на учет в Городском пункте учета носит заявительный характер, в связи с чем из поля деятельности социальных служб по объективным причинам уходит больше половины бездомных, находящихся на территории города.

За истекший период 2011 года в Санкт-Петербурге официально зарегистрировано только 2,5 тыс. лиц БОМЖ, при этом по сведениям общественных организаций, осуществляющих работу с такими гражданами, их количество на сегодняшний день составляет до 10 тыс.чел.

В структуре бездомности бывшие жители Санкт-Петербурга составляют только около 30%, остальные жители других субъектов, из них из Ленинградской области до 20%.

Среди взрослых бомжей больше мужчин (62%), чем женщин (29%); в среднем их возраст колеблется от тридцати до пятидесяти лет; более 90% из них — трудоспособны.

В текущем году в учреждениях социальной защиты населения проживает 46 детей, не имеющих регистрации по месту жительства или по месту пребывания, из них 20 – находятся в СПБ ГУ «Социальный приют для детей «Транзит» и являются гражданами других государств. Половина из них - дети до 10 лет, третья часть – до 14 лет. При этом 7 детей ранее имели жилые помещения в Санкт-Петербурге и утратили их по разным причинам, еще 2 ранее имели жилые помещения в других субъектах.

28 детей «БОМЖ» имеют родителей, 18 – являются сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей.

Источниками существования для представителя этой категории являются милостыня, воровство, помощь благотворительных организаций и эпизодические заработки (сбор и сдача пустой стеклотары, погрузка/разгрузка, мытье вагонов в отстойниках и т.п.).

Бытует мнение, что образ жизни лиц БОМЖ – это их жизненная позиция, свобода выбора и реализация права на самоопределение.

Анализ статистических данных свидетельствует о том, что таких бездомных не более 40%, а остальным требуется помощь по восстановлению документов, юридическому консультированию, предоставлению информации об учреждениях, оказывающих социальную помощь и медицинские услуги.

Основными местами скопления бездомных граждан в городе являются рынки, торговые центры и вокзалы.

Зачастую это обоснованно тем, что в этих местах можно получить «нелегальную» работу, где оплата осуществляется продуктами, алкоголем. Также бездомные граждане обитают в подвалах и на чердаках жилых домов.

Все дети БОМЖ стоят на учете в Центре помощи бездомным РБОО «Ночлежка». Дети школьного возраста обучаются в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга.

Негативное влияние самого существования лиц БОМЖ на жизнь остальных граждан проявляется прежде всего в значительном усложнении санитарно-эпидемиологической и криминогенной обстановки в том или ином районе, городе.

Зонами санитарно-эпидемиологического риска становятся практически все места, посещаемые бомжами, главным образом — вокзалы, рынки, общественный транспорт. Если не принимать соответствующих мер, то ситуация может окончательно выйти из-под контроля, что может привести к массовому распространению заболеваний не только у самих бомжей, но и среди остальной части населения города.

Что касается ухудшения криминогенной обстановки, то здесь бомжи также играют далеко не последнюю роль, лишая других граждан спокойствия. Примерно в 80 случаях из 100 бомж уже имеет в своем послужном списке судимость. И чаще — не одну. Причем нередко и по самым серьезным ст. м УК — разбой, грабеж, убийство.

Динамику корыстно-насильственных преступлений можно характеризовать некоторой нестабильностью в части количества совершаемых краж, поскольку, если в 2010 году был отмечен их значительный (на 45,5%) прирост по сравнению с 2009 годом, то в текущем году количество таких преступлений сократилось более чем в два раза (на 52,4%).

Местом совершения большинства преступлений лицами данной категории являются общественные места и улицы, кражи в основной массе совершаются из квартир и магазинов. На чердаки и подвалы приходится незначительная часть преступлений, поскольку данные места на постоянной основе проверяются участковыми уполномоченными полиции, которые в случае выявления открытого чердака или подвала направляют данные сведения в адрес обслуживающих организаций для принятия соответствующих мер.

В целях предотвращения и профилактики совершения правонарушений и преступлений лицами рассматриваемой категории сотрудниками районных УМВД совместно с представителями органов здравоохранения и социальной защиты населения проводятся профилактические рейды.

При проверках мест концентрации лиц данной категории - пунктов приема стеклотары и металлолома, распространяется информация о функционирующих в районах отделений ночного пребывания лиц БОМЖ с описанием условий приема и пребывания.

Вместе с тем, на каких-либо конкретных профилактических учетах лица данной категории в ОВД не состоят, поскольку основанием для постановки на учет является наличие определенного места жительства, подтвержденного штампом о регистрации в конкретном адресе, при наличии которого лицо не будет относиться к рассматриваемой категории.

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга «О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге», Планом мероприятий по реализации указанного закона профилактика правонарушений среди лиц БОМЖ осуществляется органами и учреждениями системы профилактики правонарушений посредством оказания содействия данным лицам в социальной адаптации, трудоустройстве и восстановлении утраченных документов, оказания психологической помощи, консультирования по правовым вопросам и предоставления бытовых услуг и других видов социального обслуживания.

Деятельность по социальной адаптации бездомных граждан осуществляется с использованием возможностей государственных учреждений городского и районного подчинения, оказывающих услуги бездомным гражданам.

Постановка на учет осуществляется и оказание социальной помощи Городским пунктом учета в соответствии с Положением об учете граждан РФ БОМЖ, которое распространяется только на граждан РФ БОМЖ в РФ, ранее имевшим последнюю регистрацию по месту жительства в Санкт-Петербурге.

Вопрос о временном устройстве лиц, не подлежащих такому учету, остается неурегулированным.

Система социальной защиты для лиц бомж включает в себя дома ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, социальные центры и др.

Решение об организации соответствующих учреждений отнесено к ведению органов исполнительной власти регионов. Расходы, связанные с созданием и содержанием социальных учреждений для лиц бомж, отнесены за счет бюджетов субъектов РФ.

В Санкт-Петербурге Правительством и органами социальной защиты населения сформированы и реализуются программы социальной поддержки и помощи бездомным, в том числе путем организации для них бесплатного питания, выдачи одежды и оказания финансовой поддержки.

В годе функционируют четыре типа социальных учреждений, оказывающих помощь лицам бомж: дома ночного пребывания; специальные дома-интернаты для инвалидов и престарелых; центры социальной адаптации; социальные гостиницы и приюты.

В социальных учреждениях лицам бомж предоставляется бесплатный ночлег, оказывается медицинская помощь, проводится санитарная обработка, выдаются талоны на бесплатное питание. При необходимости оказывается доврачебная помощь, а нуждающиеся в специализированной медицинской помощи направляются в учреждения здравоохранения.

В Санкт-Петербурге осуществляют свою деятельность 2 Центра социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы (один на 87 мест, второй на 40 мест), 14 домов ночного пребывания, являющихся структурными подразделениями комплексных центров социального обслуживания населения районов на 290 мест.

При этом, на территории Выборгского, Курортного, Приморского и Фрунзенского районов дома ночного пребывания отсутствуют.

В 2011 году в Адмиралтейском районе введено в действие отделение «Социальная гостиница для лиц БОМЖ и лиц, освободившихся из мест лишения свободы» в структуре Санкт-Петербургского государственного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения Адмиралтейского района» на 12 мест.

Анализ деятельности функционирующих домов ночного пребывания, специальных интернатов, адаптационных центров, социальных приютов и гостиниц показывает, что из-за дефицита бюджетного финансирования они не в состоянии решать все проблемы лиц БОМЖ и занятий.

В этих особенно тяжелых условиях нельзя не указать на заслуги в решении проблем по социальной адаптации лиц БОМЖ благотворительных организаций— «Ночлежка», «Врачи без границ», «Армия спасения» и др.

В 2011 году Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга на социальную поддержку бездомных граждан общественным организациям предоставлены субсидии на реализацию общественно полезных программ на сумму 2 млн. 350 тыс. руб.

Одной из эффективных форм социальной адаптации лиц БОМЖ является работа по содействию им в трудоустройстве, в том числе организация специализированных ярмарок вакансий рабочих мест для граждан БОМЖ, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

Количество бездомных в нашей стране не уменьшается, а лишь нарастает, поэтому проблема с их трудоустройством существует достаточно остро.

Не имея паспорта и регистрации по месту жительства, люди БОМЖ не могут быть полноправными членами общества, они не могут в полной мере реализовать свои права на труд, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на жилище, на гарантированную судебную защиту прав и свобод и другие.

Несмотря на то, что трудовым законодательством прямо запрещено любое прямое или косвенное ограничение прав при заключении трудового договора в зависимости наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания, работодатели избегают заключать трудовой договор с лицом БОМЖ, маскируя отказ другими мотивами или прямо указывая, что причиной отказа является отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания.

Проводимая в Санкт-Петербурге соответствующими органами и учреждениями профилактика правонарушений среди лиц БОМЖ является недостаточной.

Основная деятельность органов государственной власти Санкт-Петербурга и подведомственных им учреждений социального обеспечения направлена не на устранение причин бездомности, как основы преступности, а на оказание указанным лицам социальных услуг – медицинской, психологической и правовой помощи.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга «Об утверждении Плана основных мероприятий по профилактике бездомности и развитию системы социальной поддержки лиц БОМЖ и лиц, освободившихся из мест лишения свободы, на 2008-2010 годы» предусмотрено обеспечение лиц БОМЖ жильем, входящим в специализированный жилищный фонд Санкт-Петербурга, жилые помещения которого используются для социальной защиты отдельных категорий граждан. При этом, бюджетных ассигнований на выполнение указанного пункта программы по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге не выделяется.

Основная цель Программы «Комплексные меры по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге» на 2009-2012 годы» в части сокращения числа лиц БОМЖ остается без должного внимания, что негативно влияет на достаточность и эффективность запланированных мероприятий по профилактике правонарушений в городе.

Для ликвидации проблем по социальной адаптации лиц БОМЖ, профилактике бездомности и предупреждении правонарушений, совершаемых лицами названной категории необходимо:

- дальнейшее расширение сети социальных учреждений, в которых каждый обратившийся бездомный должен пройти обязательный медицинский осмотр и санитарную обработку личных вещей, может бесплатно получить первую медицинскую помощь, спальное место с постельными принадлежностями, возможность бытового самообслуживания в бытовых мастерских;

- обеспечение организациями жилищно-коммунального комплекса защищенности инженерных сооружений, подвальных и чердачных помещений от несанкционированного доступа;

- вынос пунктов приема стеклопосуды и вторсырья за пределы центральных районов города, удаленность их от железнодорожных и автобусных вокзалов;

- создание и наличие в социальных учреждениях банка данных о наличии общественных работ (уборка территории, сельскохозяйственные и другие работы), где бездомные могли бы без процедуры оформления документов (в том случае, если они утеряны или восстанавливаются) заработать себе на жизнь;

- принятия дополнительных организационных мер по взаимодействию социальных учреждений, работающих с лицами БОМЖ, с органами занятости населения, жилищными органами и медицинскими организациями, для упрощения вопросов трудоустройства, содействия в получении жилья, направлений в стационары для лечения, но и различные формы социально-психологической помощи с учетом возраста и пола лиц БОМЖ;

- обеспечение получения гражданами, готовящимися к освобождению из мест лишения свободы полной информации обо всех видах услуг, предоставляемых социальными учреждениями в случае их обращения;

- выполнение мероприятий по первичной профилактике бездомности с целью предотвращения риска потери жилья, в том числе внедрение образовательных и просветительских программ, способствующих повышению информированности населения по актуальным вопросам жилищного, гражданского и административного законодательства; особое внимание должно уделяться тем аспектам законодательства, которые связаны с приобретением, отчуждением, оформлением и государственной регистрацией права на жилые помещения и земельные участки; с правами и обязанностями участников правоотношений в жилищной сфере.

По статистике основными причинами возникновения бездомности являются недобросовестные (криминальные) сделки с недвижимостью, семейные проблемы, освобождение из мест лишения свободы, экономическая (трудовая) миграция.

Причинами недобросовестных сделок с недвижимостью является юридическая неграмотность и доверчивость собственников жилья, желание сэкономить деньги на оплате услуг профессиональных риэлторов, возможная недееспособность и, как следствие непонимание потенциальных последствий сделок с жильем, а также доступ к информации о проводимых сделках криминальных лиц.

В данной работе необходимо усилить влияние надзорных органов, в первую очередь прокуратуры г. Санкт-Петербурга, ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, нотариальных контор и структур их контролирующих.

Не менее важно привлечение к оказанию помощи лицам бомж внимания широкой общественности, проведение общественных мероприятий и акций, привлекающих внимание к проблеме бедности и бездомности, распространение информации о бездомных для организации помощи им на основе гражданских инициатив.

Таким образом, для решения проблем лиц БОМЖ необходимо комплексное рассмотрение ситуации в социальном, социально-экономическом, правовом, медицинском и морально-этическом аспектах.

Новость на сайте Прокуратуры РФ Санкт-Петербурга

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2011:10:26 16:38 (МСК)

Регионы России: СЗФО, Санкт-Петербург

Другие тэги

Все новости по тэгу ""
Добавить на Яндекс

Календарь новостей

Интернет-приемная
Санкт-Петербург

Последние новости

Все новости