Новости Прокуратуры РФ

Главная » Сибирский федеральный округ » Республика Тыва

О соблюдении законодательства в сфере приватизации, государственной и муниципальной собственности и земельных отношений сегодня шел заинтересованный разговор на коллегии прокуратуры Республики Тыва

27 октября 2016 года


Слово для доклада и о. председателя коллегии заместитель прокурора Республики Тыва Бадма Бадмаев предоставил начальнику отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Ольге Монгуш.

Докладчик отметила, что в истекшем периоде 2016 года органами прокуратуры приняты меры по укреплению законности в сфере исполнения законодательства, регулирующего использование и приватизацию государственного и муниципального имущества, включая земельные участки. Публичная собственность составляет экономическую основу реализации государством и муниципалитетами общественных функций и задач, возложенных на них законом. Это обстоятельство предопределяет особую важность сохранности и эффективного управления государственным (муниципальным) имуществом. В связи с этим обеспечение законности порядка управления и распоряжения публичной собственностью в целях четкого функционирования экономики является стратегической задачей деятельности органов российской прокуратуры.

Вместе с тем, анализ надзорной деятельности свидетельствует о ненадлежащем исполнении законодательства в этой сфере органами публичной власти регионального и муниципального уровня, осуществляющими полномочия собственника государственного и муниципального имущества, включая земельные участки. Так, за 8 месяцев текущего года выявлено 211 нарушений закона, в том числе 65 незаконных правовых актов. Направлено 14 исков в суд. Внесено 73 представления об устранении нарушений закона. 21 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Нарушения в сфере землепользования продолжают носить распространенный характер. Они допускаются как органами местного самоуправления, так и органами государственной власти республиканского и федерального уровня. Проблемным вопросом являются ненадлежащая реализация полномочий в области земельного контроля (надзора), обеспечение реального устранения нарушений закона.

Органы прокуратуры активно реагируют по фактам принятия органами местного самоуправления административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, противоречащих законодательству. В них необоснованно продляются сроки рассмотрения жалоб на действия (бездействия) и решения, принятые в ходе оказания муниципальной услуги. Не закрепляется принцип «одного окна». Не предусматриваются формы контроля за исполнением административных регламентов. Отсутствует регламентация доступа к информации о муниципальных услугах. Имеются незаконные нормы об отказе заявителю в приеме документов, если к заявлению не приложено не предусмотренное федеральным законодательством нотариально заверенное согласие другого супруга.

По результатам рассмотрения прокурорских протестов правовые акты приведены в соответствие с федеральным законодательством. Несмотря на вступившие в силу с 1 марта 2015 года изменения земельного законодательства, в Туве имеет место распоряжение органами местного самоуправления муниципальных районов земельными участками сельских поселений и не разграниченными землями. Власти на местах нарушают порядок согласования планов проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Не всеми органами местного самоуправления планы проверок на 2017 год направлены для согласования в органы Росреестра.

Местными администрациями допускаются факты несвоевременного направления ответов на межведомственные запросы в рамках взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг в сфере землепользования.

Анализ исковой работы прокуроров в сфере земельных правоотношений показывает, что в текущем году большинство исковых требований связано с понуждением исполнительных органов местного самоуправления направить в органы кадастрового учета правила землепользования и застройки в электронном виде.

В текущем году прокурором г. Кызыла предъявлялся виндикационный иск к Минземимуществу республики и гражданам о признании актов Министерства незаконными, договоров аренды земельных участков недействительными, и применении последствий недействительности сделок путем возврата земельных участков из незаконного владения ответчиков и аннулировании записи в ЕГРП. Иск Кызылским городским судом удовлетворен.

Нередки случаи нарушения сроков рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков, утверждения схем расположения земельных участков со стороны органов государственной власти и Управления Росреестра по Республике Тыва. Проверкой регистрационных дел в Росреестре выявлены факты нарушения сроков выполнения процедурных действий при государственной регистрации прав граждан на земельные участки.

По результатам надзорной деятельности органами прокуратуры республики за 8 месяцев текущего года в сфере законодательства о приватизации, государственной и муниципальной собственности выявлено 383 нарушения (в 2015 году за это время - 221) закона. По результатам проверок за этот период опротестовано 20 правовых актов нормативного и ненормативного характера, внесено 271 представление, из которых 65 рассмотрены с привлечением 18 виновных лиц к дисциплинарной ответственности. Кроме того, предъявлено 35 исковых заявлений.

В качестве положительной практики прокурорского надзора следует отметить направление в органы следствия материалов проверок для решения вопроса об уголовной ответственности должностных лиц.

Анализ материалов прокурорских проверок показал, что типичными нарушениями в сфере использования муниципального имущества являются: предоставление недвижимого имущества в пользование без согласия собственника; использование имущества без заключения договоров и государственной регистрации; передача прав владения государственным (муниципальным) имуществом вне процедуры торгов; невнесение арендных платежей за использование государственного (муниципального) имущества; не проведение конкурсов на право заключения договоров аренды.

Серьезные недостатки вскрываются прокурорскими работниками в деятельности органов управления государственной (муниципальной) собственностью при осуществлении ими контроля за целевым и эффективным использованием, а также за сохранностью государственного (муниципального) имущества, переданного в хозяйственное введение или оперативное управление государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, учреждениям; иным лицам.

В республике не искоренена практика издания правовых актов, заключения сделок с нарушением требований закона, а также с превышением полномочий органов управления публичным имуществом.

Нередко администрациями муниципальных образований (исполнительными органами) издаются нормативные правовые акты, регламентирующие порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом, в то время как пунктом 5 части 10 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» указанные вопросы относятся исключительно к компетенции представительных органов муниципального образования. Имеют место случаи возложения обязанностей по обеспечению сохранности объектов недвижимого муниципального имущества на лиц (работников дошкольных учреждений), не являющихся должностными лицами органов местного самоуправления.

Органами местного самоуправления принимаются незаконные нормативные правовые акты, нарушающие принципы открытости и планирования приватизации муниципального имущества. В них нет цены имущества, не содержатся требования к критериям отклонения кандидатур при проведении конкурсов на замещение должностей руководителей муниципальных унитарных предприятий.

Анализ прокурорской практики показал, что основная доля нарушений в районах республики приходится на неосуществление органами местного самоуправления полномочий по проведению контрольных проверок имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями. Отсутствует надлежащий учет имущества в инвентарных карточках на каждый объект учета, не соблюдается периодичность предоставления муниципальным образованием (собственнику имущества) бухгалтерских балансов.

В суды общей юрисдикции прокурорами предъявлены исковые заявления о понуждении органов местного самоуправления привести реестры муниципального имущества в соответствие с требованиями законодательства.

Прокурорами фиксируются факты непроведения оценки стоимости и имущества муниципальных предприятий, незаконного изъятия имущества, закрепленного на праве оперативного управления, предоставления имущества в пользование без согласия собственника. Зачастую имущество используется без заключения договоров и государственной регистрации. Права владения (пользования) муниципальным имуществом передаются вне процедуры торгов, не вносится арендная плата за пользование муниципальным имуществом, не проводятся конкурсы на право заключения договоров аренды. Аналогичные нарушения выявлены и в деятельности Минземимущества республики в части ненадлежащего осуществления полномочий собственника имущества.

Количество выявленных нарушений земельного законодательства и законов о приватизации государственной и муниципальной собственности, отсутствие взаимодействия контролирующих и правоохранительных органов свидетельствуют о необходимости принятия неотложных мер по повышению эффективности работы в этом направлении.

На коллегии выработан комплекс мероприятий, направленных на укрепление законности и правопорядка, активизацию надзорной деятельности в сфере исполнения земельного законодательства, осуществление надлежащего государственного (муниципального) земельного контроля (надзора) территориальными подразделениями Росреестра по Республике Тыва и по соблюдению органами местного самоуправления установленного порядка управления и распоряжения земельными участками.



Ссылка на текст новости: http://procrf.ru/news/473633-o-soblyudenii-zakonodatelstva-v.html

Ссылка на первоисточник: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_17news.php?show_news=1477480365.25664919578928482069870225609581&news_section=205